Педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного, разработанная автором, неизбежно предполагает и реформу самой системы исполнения уголовного наказания. Проблема построения системы исполнения уголовного наказания как особого типа деятельности, обеспечивающей ресоциализацию личности, решается нами, с одной стороны, на основе современных психолого-педагогических знаний о динамике психологического состояния правонарушителей в процессе исполнения уголовного наказания и характере изменения их деятельности, с другой — на основе анализа реально сложившейся в ИУ практики исполнения уголовного наказания, где ее роль и задачи акцентированы на задачах исправления и ресоциализации личности.
В настоящее время осужденные в процессе исполнения уголовного наказания практически участвуют в многообразных видах деятельности: деятельности, связанной с исполнением уголовного наказания в отношении конкретного осужденного (режимно-правовая), социально-полезной (трудовой), социально-ценной (общественной) и др. Однако анализ организации различных видов деятельности осужденных выявил ряд весьма серьезных недостатков: до сих пор не определены место, роль и взаимосвязь различных видов деятельности осужденных, отсутствует преемственность между отдельными видами этой деятельности, их развитием на различных этапах уголовного наказания, не раскрыто полностью их содержание, нет единства требований к условиям и принципам их организации, не разработана конкретная методика включения осужденных в различные виды деятельности.
Фактически в ИТУ не организуется система деятельности осужденных по отбыванию уголовного наказания, а осужденные в системе исполнения уголовного наказания включаются в отдельные виды деятельности. Поэтому в настоящее время деятельность осужденных в процессе отбывания уголовного наказания не может быть определена не только как заданный тип деятельности, но и как система целенаправленной деятельности, что серьезно снижает ее воспитательные возможности.
Построение же системы деятельности по отбыванию уголовного наказания (ДОУН) предполагает, прежде всего, выделение и четкое определение роли и места различных видов деятельности, оптимальных путей их организации, обеспечивающих эффективность влияния на развитие мотивационно-потребностной сферы личности. Представляется целесообразным понимать под системой ДОУН диалектически противоречивое единство множества ее видов, взаимодействия которых, протекающие в рамках исполнения уголовного наказания, дают целостную организацию, влияющую на формирование социально-ценных качеств личности. Несомненно, что роль и значение этой организации зависит от характера и типа взаимодействия различных видов деятельности осужденных в общей, единой, целостной системе ДОУН и определяется эффективностью ее влияния на нравственно-правовую ресоциализацию личности осужденного.
Исследуя роль и место различных видов деятельности осужденных в общей системе ДОУН, мы исходим из важных признаков направленности деятельности и ее воспитательного потенциала. При этом мы выделяем следующие основные виды деятельности осужденных: связанную с выполнением правовых норм (режимно-правовая), трудовую (включающую в себя как производственную деятельность осужденных, так и труд по самообслуживанию). В социально-ценную деятельность осужденных входят и организационно-общественная работа, учеба, религиозная деятельность, спорт и т.д.
Все эти виды деятельности в системе ДОУН, составляя компоненты одной системы, имеют свою нагрузку, свой объем, свои возможности. Характерно, что различные виды деятельности приобретают для осужденного не только личностный, но и социальный смысл, создавая сеть разнообразных взаимоотношений личности с социальной средой и администрацией ИУ, а в конечном счете и с обществом. Деятельность, связанная с выполнением режимных требований, направлена на предупреждение противоправного поведения и принуждение к правовой норме. Трудовая деятельность существенно влияет на психологию человека, создавая сложное переплетение отношений ответственной зависимости и взаимного контроля, действенно формируя качества личности. Социально-ценная деятельность формирует качества гражданской ответственности, сознания долга, социальной активности.
Построение целостной системы ДОУН непосредственно связано с созданием соответствующих условий, соблюдением психолого-педагогических принципов и требований, четким выявлением ее структуры, определением основных компонентов, их места, взаимосвязей, воспитывающего потенциала. Деятельность представляет собой способ, условие, форму существования и основу развития личности. Осужденный существует в системе заданной многоплановой деятельности, в которой формируется система его отношений, мотивационно-потребностная сфера, опирающаяся на систему потребностей личности.
Традиционная структура исполнения уголовного наказания сводится к тому, что для осужденного сохраняется возможность удовлетворения своих потребностей, но ограничивается степень их удовлетворения. Это происходит потому, что для осужденного в условиях ИУ сохраняется возможность включения в любые виды деятельности, причем как просоциальной, так и асоциальной. В силу этого ослабляется воздействие уголовного наказания на личность правонарушителя. Типичным примером служат высказывания осужденных типа «И в зоне жить можно», «Тюрьма — дом родной» и т.п.
Более эффективной, на наш взгляд, представляется система исполнения уголовного наказания, где ограничиваются прежде всего виды деятельности (а вследствие этого, естественно, ограничивается и степень удовлетворения различных потребностей). Ведущим противоречием уголовного наказания становится противоречие между привычными для осужденного асоциальными способами удовлетворения своих потребностей и невозможностью продолжения в ИТУ преступной деятельности. Включение осужденного в систему социально-нравственной (и нравственно-правовой) деятельности создает основу для разрешения этого противоречия путем формирования системы моральных потребностей. Анализ жизнедеятельности осужденных в ИТУ позволяет выделить следующую систему их деятельности: правовую, трудовую, социально-ценную (общественная работа, учеба, спорт и т.п.) и общение. Некоторые из этих видов деятельности носят для осужденного обязательный, другие — добровольный характер. В процессе уголовного наказания появляется новый, специфичный для осужденного вид деятельности — нравственно-правовая.
В отличие от общей теории нравственного воспитания, которая строится на нравственном просвещении и нравственном упражнении в нравственном поведении, в усвоении нравственного содержания правовых норм в процессе ресоциализации действует другой механизм. Связано это с тем, что нравственный мир осужденного представляет собой весьма пеструю картину: это и асоциальные нравственные нормы, типичные для преступной среды, и элементарные нравственные нормы, действие которых распространяется только на узкий круг людей, близких преступнику, и извращенное понимание ряда моральных норм и т.д. Доминирующее положение здесь занимают асоциальные нормы, в соответствии с которыми и строятся привычные формы поведения и деятельности правонарушителей. Для них таким доминирующим видом деятельности является преступная деятельность (в зависимости от степени вовлеченности в преступную деятельность у преступника проявляются или преступный навык, или преступное умение).