2.10. Социально-педагогическая система исполнения уголовного наказания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Поэтому на первом этапе ресоциализации решается задача предупреждения привычных форм преступного поведения осужденных. Достигается это путем максимального ограничения видов деятельности, в которые включен осужденный. Сохраняется как обязательная правовая (соблюдение режима отбывания наказания), общение сводится к минимуму (общение только с представителями администрации). Нравственно-правовая деятельность как интегративный вид деятельности проявляется только через отношения осужденных в различных видах деятельности и заключается в отношении осужденного к режиму отбывания наказания и к наказанию в целом. Все другие виды деятельности для осужденного исключаются.

 Первый этап— этап строгой изоляции, где вновь поступившие в ИТУ осужденные содержатся изолированно от основной массы, и цель его — лишить осужденного возможности продолжать привычную для него преступную деятельность. В качестве одного из вариантов можно предложить одиночное камерное заключение на этом этапе.

Второй этап — принуждение к выполнению правовой нормы. Если в результате первого этапа осужденный отказался от привычного асоциального поведения, то на втором этапе для него создается возможность организации своей жизни в ИУ в соответствии с правовыми нормами. Расширяется (но строго контролируется) деятельность общения, которая строится на социально-приемлемых нормах. Осужденный включается в социально-полезную (трудовую) деятельность, носящую добровольный характер. Причем одним из условий перехода с первого на второй этап является желание осужденного трудиться. Второй этап — этап усиленного контроля заключается в том, что в условиях жесткой регламентации и контроля жизнедеятельность осужденного строится и подчиняется правовым нормам.

Третий этап — приучение осужденного к нравственной норме. Расширяется деятельность общения; осужденный включается в более разнообразные виды трудовой деятельности; для него становится возможным социально-ценная деятельность (участие в самодеятельных организациях и других общественных формированиях, частичное самоуправление своей деятельностью). Сущность этого этапа в том, что осужденные получают возможность организации своей жизни на социально-нравственной основе в результате добровольного принятия нравственных норм, но под внимательным надзором администрации.

Четвертый этап — упражнение в социальном поведении. Резко изменяются в сторону расширения практически все виды деятельности, в которые включен осужденный. Для него создается возможность организации своей жизни практически в условиях свободы. Этот этап социальной реабилитации сводится к тому, что осужденный приобретает социальные навыки, но под наблюдением администрации. Таков, на наш взгляд, социально педагогический механизм ресоциализации личности правонарушителя.

Ниже приводится предложенная нами социально-педагогическая модель исполнения уголовного наказания и вытекающая из нее структура пенитенциарного учреждения (см. табл. 7).

Таблица 7

Этапы

Виды деятельности

Условия

1. Предупреждение преступного поведения

Нравственно-правовая. Минимальные: общение, элементарные виды трудовой деятельности

Строгая изоляция. Одиночное камерное заключение

2. Принуждение к исполнению правовой нормы

Расширяется, но ограничивается деятельность общения: осужденный включается в производственный труд (на производстве ИТУ)

Усиленный контроль. Камерное заключение (камеры на 3-4 человека). Работа на локальных участках

3. Приучение к нравственной норме

Расширяется деятельность общения: разнообразятся виды трудовой деятельности; осужденный включается в социально-ценную (общественную) деятельность

Надзор за жизнедеятельностью осужденных в условиях проживания в общежитии (комнаты на 3-4 человека); работы на производстве

4. Упражнение в социальном поведении

Осужденный включается во все виды деятельности свободного человека, но с некоторыми ограничениями

Наблюдение за поведением осужденных в условиях свободы проживания в общежитии за пределами ИТУ: работа на предприятиях народного хозяйства, но под контролем администрации ИТУ; общежитие открытого типа — центр социальной реабилитации

Естественно, в этой структуре необходимым является перевод осужденного с этапа на этап в зависимости от характера его поведения. Все осужденные отбывание наказания начинают с первого этапа. На каждом этапе осужденный находится до тех пор пока не докажет (или администрация не убедится) в его готовности к переходу на следующий этап. В зависимости от личности осужденного, степени его криминальной и социально-нравственной запущенности могут варьироваться как сроки пребывания на этапах, так и условия.

Предложенная нами социально-педагогическая модель опирается на психологический механизм воздействия уголовного наказания на личность преступника. Отдельные элементы этой системы были реализованы в эксперименте по новой модели ВК. в опыте работы широко известного «Белого лебедя», при создании межобластных единых помещений камерного типа. В настоящее время уже в основном решены вопросы о комплексной нормативно-правовой проработке этой модели и ее правовом регулировании.

Итак, постановка и исследование проблемы ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания вызвана задачами преобразования исправительно-трудовой системы в новых условиях социально-экономического развития общества. Разработанная концепция, основывающаяся на социальной и личностной природе человека, его целостности, противоречиях его жизнедеятельности как источника саморазвития, позволяет с широких социально-педагогических позиций рассмотреть исполнение уголовного наказания, проникнуть в его внутреннее строение, ввести в теорию и практику исполнения уголовного наказания его педагогическую сущность как проявление нового мышления, которое выражается в:

  • выделении ведущего объекта уголовного наказания процесса ресоциализации, установлении диалектической взаимопомощи процесса ресоциализации с процессом исполнения уголовного наказания. Причем ресоциализация личности осужденного является приоритетным по отношению к другим аспектам уголовного наказания, а ее методы и средства диалектически взаимосвязаны с методами и средствами уголовного наказания;
  •  гуманизации процесса исполнения уголовного наказания как основы психологизации и педагогизации деятельности ИГУ;
  •  построении целостной системы исполнения уголовного наказания, сущность которой состоит в объединении всех подсистем, направленных на преобразование личности осужденного, вокруг деятельности администрации ИУ по ресоциализации личности осужденного как системообразующей;
  •  включении в систему ресоциализации не только администрации ИУ, но и микросреды ИУ и элементов внешней среды;
  •   педагогическом прогнозировании как основы процесса ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания, что послужит исходной целеполагательной позицией для определения перспектив исправления личности, критерием принятых педагогических решений, эталоном контроля и оценки результатов исправления осужденных на различных этапах исполнения уголовного наказания.

Данные концептуальные позиции позволили определить и детально разработать содержание, целеполагательные компоненты, принципы, методы, средства и формы ресоциализации, что в своей совокупности позволяет рассматривать ресоциализацию как системное многоуровневое образование, обладающее устойчивой совокупностью ведущих признаков целостной системы, включающей различные подсистемы. Таким образом, система ресоциализации личности осужденного обладает всей совокупностью признаков целостных социальных систем. Специфичность целевого назначения заключается в организации процесса формирования у осужденных социальных ценностей, норм и способов социально ценной деятельности. Как организованная форма социальных воздействий на осужденных ресоциализация представляет собой управляемый процесс восстановления, накопления и развития положительного социального опыта правонарушителей. Проведенное теоретико-методологическое исследование открывает перспективы для изучения психолого-педагогических основ эффекта оптимизации, комплексности и целостности, способов и средств реализации принципа меры в уголовном наказании, путей и способов повышения этической зрелости сотрудников ИГУ, обеспечения гуманистической направленности их практической деятельности. Решение этих и других, вытекающих из проведенного исследования вопросов будет способствовать дальнейшему развитию теории ресоциализации личности в процессе уголовного наказания.





Комментарий к статье