2.9. Педагогические условия ресоциализации личности осужденного

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Социально-нравственное содержание жизнедеятельности осужденных в процессе уголовного наказания сознательно проектируется и осуществляется администрацией совместно с осужденными в нравственно-правовой деятельности, имеющей четкую структуру и функции, сопряженные с общей структурой уголовного наказания. В состав системы нравственно-правовой деятельности входят:

  • социально-нравственное целеполагание, стимулирование и мотивация нравственно-правовой деятельности, принятие осужденными социально-нравственной цели, этическое содержание действий, и развивающихся взаимодействий и отношений администрации и осужденных, формы и способы освоения осужденными содержания и структуры нравственно-правовой деятельности, выбор нравственно оправданных средств достижения социальных целей, самоорганизация и саморегуляция социальной и нравственно-правовой деятельности, самоконтроль и самоанализ, самооценка деятельности, поведения и их результатов, последствий. Организация нравственно-правовой деятельности осужденных стимулирует необходимые компоненты нравственно-правовой сферы их личности, вызывает эффект интеграции.

Педагогическое моделирование социально-нравственной и нравственно-правовой деятельности и общения осужденных направлено на упорядочение, системную организацию нравственно-правового содержания их деятельности, создание достаточной степени свободы для проявления нравственно-правовой и социально-нравственной активности. Моделируемые комплексная система и процесс ресоциализации направлены на создание условий для возникновения и.развития специфического интегрального вида деятельности, в которой наиболее полно реализуется функция ресоциализации нравственно-правовой деятельности.

Природа нравственно-правовой деятельности и общения, их педагогические возможности, соотношение с категорией «поведение» как результат нравственно-правовой деятельности предполагают активное нравственно-правовое целеполагание, сознательное освоение социально-нравственных ценностей жизни. Отличаясь от поведения, охватывающего всю совокупность действий и поступков человека, нравственно-правовая деятельность включает только поступки, совершенные для исполнения правовых норм, но сознательно, преднамеренно подчиненные достижению социально-нравственных целей; поведение, в том числе и законопослушное, не всегда содержит сознательное полагание социально-нравственной цели и выбор нравственно оправданных правовых средств ее достижения. Нравственно-правовая деятельность выступает как фактор формирования и развития правопослушного и нравственного поведения личности. Педагогические (ресоциализирующие) возможности нравственно-правовой деятельности определяются ее направленностью на достижение социально-нравственных целей и системно-комплексным характером ее влияния на личность осужденного, его нравственноправовую ресоциализацию.

В организованной нравственно-правовой деятельности осужденных в процессе уголовного наказания происходит взаимосвязанное формирование и развитие необходимых компонентов нравственно-правовой структуры личности, ее нравственно-правовой сферы. Социальная деятельность (все ее виды) в процессе уголовного наказания выступает как средство проявления, формирования и развития нравственных способностей и возможностей, потребностей и мотивов, нравственных и волевых качеств характера, нравственной саморегуляции деятельности и поведения осужденных.

Организация межличностного общения осужденных в социальной деятельности, в качестве предмета которой задаются правовые и нравственные ценности, становится способом включения осужденных в нравственно-правовую деятельность. Социальная деятельность структурируется из двух отношений: субъект-объектных и субъект-субъектных. Общение выступает как особая, самостоятельная форма активности осужденных, в результате которой между ними устанавливаются и развиваются связи, социальные и нравственно-правовые отношения. В актах общения осуществляется презентация внутреннего, нравственно-правового мира осужденных друг другу. Социальная и нравственно-правовая деятельности посредством общения не просто организуются, а осваиваются. В них возникают и развиваются новые связи и отношения. Нравственно-правовая сущность общения осужденных заключается в стремлении и умении взаимодействовать с другими людьми, не нарушая их интересов и соблюдая правовые нормы. Общение — это одновременно и процесс нравственно-правового взаимо- и самовоспитания, в котором осужденные преобразуют друг друга.

Нравственно-правовая деятельность, пронизывая процесс исполнения уголовного наказания, проявляется в общих и конкретных формах. К общим формам относится духовная и практическая нравственно-правовая деятельность, общение на нравственно-правовой основе. В духовной нравственно-практической деятельности различаются следующие конкретные формы: нравственно-правовая мотивация; нравственно-правовой выбор; проектирование нравственно-правовой деятельности; прогнозирование нравственно-правовой деятельности и поведения; нравственно-правовое взаимовоспитание: нравственные искания; нравственное самовоспитание.

В практической нравственно-правовой деятельности выделены следующие конкретные формы: нравственно-правовое действие; нравственно-правовое взаимодействие; нравственно-правовое содействие; саморегуляция деятельности и поведения; сотрудничество; взаимопомощь; нравственно-правовое поведение; нравственно-правовые отношения. Практическая нравственно-правовая деятельность выражается в формах труда, познания, общения. В системе общих и конкретных ценностей духовной и практической нравственно-правовой деятельности проявляется нравственная жизнь осужденных в процессе уголовного наказания. Организация системы духовной и практической нравственно-правовой деятельности в их конкретных формах и взаимосвязи выступает как решающий, комплексный метод ресоциализации личности осужденного.

Поведение осужденного выстраивается по системе отношений, в которой осужденный выступает как объект воздействия: микросреда осужденных — администрация ИУ — воздействия на осужденного — его отношение к воздействиям. В нравственно-правовой деятельности это «объективное отношение» перевертывается: отношение осужденного к воздействиям микросреды и администрации — воздействие на среду с целью ее преобразования и развития — формирование качественно новых отношений. Осужденный активно устанавливает, утверждает свое отношение к среде ИУ (в целях ее преобразования в соответствии с потребностями личности). Нравственно-правовая деятельность выступает как фактор интенсификации и оптимизации социальной деятельности и общения осужденных.

В условиях общения осужденных процесс уголовного наказания выступает не только как карательный, но и нормативный, если предметом общения задается системное, социально-нравственное содержание (деятельность), которое включает нравственно-правовые знания, умения, навыки, ценности.

Основанное на субъект-субъектных отношениях общение способствует упорядочению, организации и стимулированию социальной и нравственно-правовой деятельности осужденных. С изменением в результате нравственно-правовой деятельности социальной ситуации ресоциализации осужденных ими переживается потребность перейти к более высокой форме социальной деятельности, в которой бы открылась реальная возможность для проявления нравственно-правовой активности, нравственного самоопределения и ресоциализации личности. Оптимальность, комплексность и целостность системы и процесса ресоциализации в формах организации уголовного наказания в решающей степени зависят от личности воспитателя, его этико-профессиональной зрелости, способности системно и нравственно мыслить и действовать.

Системообразующим компонентом ресоциализации личности в процессе уголовного наказания выступают сотрудник ИТУ и осужденный, их совместная деятельность. От их нравственно-правового потенциала зависят содержание и характер их отношений, нравственно-психологическая атмосфера в общности осужденных. Изучение реального состояния нравственно-правовой сферы осужденных и нравственного облика современного сотрудника ИУ как субъектов ресоциализации позволяет повысить уровень системности ресоциализации осужденных, достигнуть его оптимума.

Преодоление внешних противоречий, рассогласований и недостатков современного процесса уголовного наказания необходимо для стимулирования нравственно-правовой активности осужденных и тем самым для их ресоциализации. Так возникла необходимость в направленности воспитательной деятельности администрации ИУ на установление и развитие в процессе уголовного наказания системы нравственных отношений с осужденными, основанных на принципах гуманизма, чести и совести. Это открывает реальные возможности для развертывания индивидуальных, групповых и коллективных форм социальной и нравственно-правовой деятельности и межличностного общения осужденных.

Осужденные могут стать субъектами ресоциализации своей личности при условии соответствующей направленности личности сотрудника (воспитателя) ИУ и его воспитывающей деятельности. В связи с этим на основе разработанных нами типологий нравственных качеств исследована их сформированность у сотрудников ИТУ (начальников отрядов и заместителей начальников ИУ по воспитательной работе, начальников отделов воспитательной работы с осужденными) как субъектов ресоциализации личности осужденных. Анализ аттестационных характеристик 782 сотрудников ИТУ, экспертные оценки и ранжирование нравственных качеств и особенностей воспитывающей (педагогической) деятельности позволили установить, что в их нравственном облике как основной подструктуры профессиональной зрелости доминируют морально-деловые качества. Интересы дела — принуждение осужденных к работе на производстве и выполнению режимных требований — оттеснили гуманистические и моральные проявления, нравственную саморегуляцию деятельности и поведения воспитателя, принизили их значение и функции.

Нравственный мир сотрудника ИУ развернут к делу, т.е. исполнению наказания — карательной и производственной функциям, к субъект-объектным отношениям. В связи с этим образовался устойчивый дефицит гуманности и нравственности в отношениях администрации ИУ и осужденных. Нравственным образцом во всех отношениях для них выступают поэтому всего лишь 3,7% сотрудников. Серьезно сужены проявления моральных качеств личности. Они отмечены у 16,8% сотрудников, что характеризует слабо выраженную нравственную направленность деятельности большинства сотрудников ИУ.

Профессиональная деятельность и нравственный облик сотрудника ИУ оказались деформированными, что вступает в противоречие с составом и структурой нравственной личности, приоритетное положение у которых занимают гуманистические, нравственные качества, общечеловеческие ценности, отражающие субъектные отношения, и определяет отчужденность сотрудников ИГУ и осужденных друг от друга. В основе этой отчужденности лежит технократическая направленность деятельности сотрудников ИГУ и дефицит нравственных проявлений его личности. Для преодоления этого противоречия необходимо гуманизировать и оптимизировать систему ресоциализации осужденного.

Можно выделить следующие пути гуманизации системы: определение системного характера содержания социально-нравственной деятельности, включающего нравственно-правовые знания, умения, навыки, систему эмоционально-ценностных, нравственно-правовых отношений; установление и развитие нравственно-правовых отношений в системах «администрация — осужденный» и «осужденный — осужденный»; придание социальной деятельности гуманистической, активно-деятельностной направленности на освоение нравственно-правовых ценностей; организация и стимулирование социальной и нравственно-правовой деятельности и общения осужденных; выбор оптимальных сочетаний фронтальных, групповых и индивидуальных форм при организации процесса ресоциализации.

К основным средствам и способам реализации указанных путей относятся: комплексное проектирование и программно-целевое планирование процесса ресоциализации личности в условиях уголовного наказания; организация, стимулирование и мотивация социальной, нравственно-правовой деятельностей и общения осужденных; анализ, переживание социальных и нравственно-правовых ситуаций, принятие на этой основе поведенческих решений.

Это создает качественно новую воспитательную ситуацию в процессе уголовного наказания, главным свойством которой является оптимизация процесса ресоциализации. При проведении исследования программа наблюдений за процессом позволила зафиксировать устойчивую интегративную тенденцию к интенсивному, взаимосвязанному нарастанию проявлений нравственно-правовых отношений осужденных в условиях эксперимента и опытной работы, а также выявить основные направления оказания помощи осужденным в их социально-психологической переориентации. К этим направлениям относятся следующие.

  1. В обыденной сфере отбывания уголовного наказания: обеспечение условий труда и быта осужденных в соответствии с законом; своевременное решение всех вопросов, возникающих у осужденных в их повседневной жизни; оказание помощи в поддержании связи с родственниками, трудовыми коллективами, другими лицами и организациями, имеющими значение в предупреждении социальной дезадаптации лиц, лишенных свободы, и их подготовке к освобождению; моральная и духовная поддержка в перенесении тягот отбывания уголовного наказания.
  2. В создании среди осужденных психологически благоприятного микроклимата: поддержка администрацией исправительно-трудового учреждения неформального объединения осужденных в малые группы на основе общих интересов, взаимоотношений, моральной и материальной взаимопомощи, легализации в этих целях естественно складывающихся «семей», вовлечение их представителей в самодеятельные организации осужденных; образование самодеятельных организаций, исходя из интересов осужденных, в соблюдении в ИУ установленных законом условий отбывания наказания, защиты их законных прав и интересов, обеспечения безопасности основной части контингента от посягательств со стороны отрицательно настроенных лиц с криминогенными установками, самостоятельное для каждого учреждения определение структуры (задач, функций) самодеятельных организаций; наделение их соответствующими правами при работе под контролем администрации; содействие осужденным в создании коллективных фондов материальной взаимопомощи; создание условий для заинтересованного досуга осужденных за счет расширения возможностей занятий физической культурой и спортом, другими оздоровительными мероприятиями, развития самодеятельного творчества и т.п.; формирование в учреждении фонда общественной поддержки добрых дел на основе различных форм гласного чествования осужденных, отличающихся добротой по отношению к своим товарищам и участием в решении их вопросов.
  3. В работе осужденных по саморазвитию: обеспечение осужденных, в том числе за счет их личных средств, практическими пособиями и художественной литературой, раскрывающими социальную и духовную сущность человека, основы и методику построения взаимоотношений в обществе, выработки психологической устойчивости к неблагоприятным факторам, приемов саморегуляции душевного состояния и т.д.; предоставление осужденным возможности посещать проводимые в исправительном учреждении занятия по изучению вопросов саморазвития; оказание помощи силами специально подготовленного персонала и других специалистов в усвоении методического материала по саморазвитию и его практической ориентации; организация диспутов, читательских конференций на тему о человеке, его возможностях, силе и слабости.
  4. В сфере оказания специальной помощи: предоставление возможности индивидуального психологического консультирования с диагностикой особенностей личности, прогнозированием вариантов поведения в различных жизненных ситуациях, рекомендациями и конкретной психологической помощью при неблагоприятных психологических состояниях и в определении целевых установок в жизни; психотерапевтическая помощь при невротических реакциях и других пограничных состояний психики; социально-реабилитационная помощь посредством участия осужденных в учебных программах по выработке навыков ориентирования в различных социальных институтах и во взаимоотношениях при планировании своего бытового и трудового устройства после освобождения, реализации этих планов, организация и оказание практической помощи конкретным лицам в решении данных вопросов.




Комментарий к статье