В современной психологии семьи и семейной терапии можно выделить два возможных теоретических подхода в отношении анализа семьи [Черников А. В., 1998].
Согласно первому подходу семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи был характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и нашел отражение в поведенческом походе и психоанализе.
Согласно второму подходу семья рассматривается как целостная система. Такой подход характерен для системной семейной терапии и психологов, не сводящих семью к суммарной совокупности ее членов.
Системная семейная психотерапия возникла во второй половине 60-х гг. XX в. В основе системной семейной психотерапии лежит общая теория систем Л. фон Берталанфи, для которой характерен «организмический» взгляд на мир: объектом воздействия является не отдельный человек, а вся семья, вся семейная система. Эта система имеет такие признаки:
- система как целое больше, чем сумма ее частей;
- что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;
- расстройство или изменение в состоянии одной части системы влечет изменение других частей и системы в целом [Варга А.Я., 2002; Системная семейная терапия, 2002].
Большое влияние на идеологию, соответствующую этому подходу, оказало изучение человеческих коммуникаций, предпринятое Mental Health Research Institute в Пало-Альто, работы Бейтсона, а также представителей структурной школы П. Вацлавика и С. Минухина [Черников А. В., 1998]. Идеи о циркулярной природе человеческого поведения, т.е. о наличии положительных и отрицательных обратных связей, актуальные для выявления специфики межличностной коммуникации, концепция «гомеостаза системы и явных эффектов парадоксальной коммуникации» во многом определили современное состояние системной семейной терапии.
Классификация различных подходов в семейной терапии представляет собой непростую задачу, так как вследствие открытости и гибкости они постоянно эволюционируют.
В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкую систему, которая может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, детско-родительской диадой, триадой — родители и проблемный ребенок, подсистемой сибсов и т.д.), нуклеарной семьей или с многопоколенной, распространенной семьей (делая при этом акцент на совместную работу и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе). Что касается теоретических ориентаций, то среди множества концепций борьба и взаимопроникновение идут в основном между двумя полюсами: психодинамикой и теорией систем.
Левант (1980) разбил все школы семейной психотерапии на три кластера [Черников А. В., 1998]:
- — подходы, ориентированные на семейную историю;
- — подходы, ориентированные на структуру семьи;
- — подходы, ориентированные на переживание.
Историческая парадигма включает психодинамическую, многопоколенную и межпоколенную школы семейной терапии. Представители этих школ рассматривают личность внутри системы. Интегрируя системные понятия, анализ может включать элементы межперсонального взаимодействия и проблему передачи паттернов через поколение. Широко используются психодинамические категории. В целом терапия в этих школах преследует цель освобождения индивидуальностей от их чрезмерной вовлеченности в отношения с предыдущими поколениями.
Парадигма «структура—процесс» включает коммуникативную, проблемно-разрешающую, или стратегическую, краткосрочную (сфокусированную на проблеме), триадическую, структурную и поведенческую школы семейной терапии. Сюда же Левант относит работу таких терапевтов, как В. Сатир и М. Сельвани Палаццоли.
Эти школы делают акцент на текущих паттернах взаимодействия в семье и взаимоотношении этих паттернов с симптомами (или проблемами) идентифицированного пациента. Существуют некоторые варианты подходов в этих школах: рассмотрение паттернов взаимодействия через структуру семьи или с точки зрения семейного процесса; постановка главной целью изменение структуры поведения или облегчение симптома; ориентировка в большей степени на теорию систем или на теорию обучения и т.п. В целом названные выше школы резко отличаются от тех школ, где преобладает исторический подход, игнорированием возникновения проблем, анализа и интерпретации неосознаваемого, достижения инсайта как нерелевантных терапевтическому процессу, и фокусированием на системном уровне почти без рассмотрения психологии индивидуальности. Они также резко контрастируют со школами, ориентированными на переживание, аффект как важные составляющие терапевтического процесса. Рассматриваемый подход к терапии предполагает реорганизацию семейной системы путем устранения дисфункциональных моментов, которые поддерживают симптом. Терапевт в этом случае играет роль эксперта.
Подходы, ориентированные на переживание, включают гештальтистскую, эмпирическую и клиентцентрированную школы семейной терапии. Представители этих направлений больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Они принципиально основываются на экзистенциально-феноменологических теоретических концепциях. Подход к терапии в этих школах основан на попытке интенсификации аффективного опыта членов семьи в процессе их личностного роста и самоактуализации. Роль терапевта — фасилитация, отражение семейного взаимодействия и присоединение к семейному процессу так же, как и к отдельной личности [Черников А. В., 1998].
Представляются интересными данные, полученные в рамках социальной психологии семьи [Кричевский Р.Л., 2001]. Семья рассматривается как естественная малая социальная группа. В моделях групповой структуры семьи, ориентированных на процесс и подчеркивающих временные изменения в структуре, делается акцент на роли эмоциональных отношений и взаимосвязанном поведении (Д.Хоманс), на взаимодействии делового и межличностного аспектов групповой структуры (Р. Бейлз) и др. для сохранения единства внутрисемейной структуры.
С 50-х гг. XX в. в нашей стране стала развиваться психология семьи, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Возникла необходимость привлечения семьи при решении медицинских, педагогических, социальных задач, что повысило роль семьи в успешном и эффективном функционировании в соответствующих областях.
С 80-х гг. XX в. стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю. А. Алешина, А. С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер).