Методика «Линия жизни семьи»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика «Линия жизни семьи» берет начало от индивидуальной методики, разработанной супругами Крониками, — «Твоя линия жизни».

Один из вариантов этой методики предполагает следующую инструкцию: «Нарисуйте на листе бумаги, отступив от края 2 сантиметра, линию сверху вниз, длиной почти во весь лист. С одного края линии напишите 0, с другого — 100. Это будет ваша линия жизни. 0 — это ваше рождение, 100 — это, наверное, что-то близкое к завершению жизни.

Теперь (после того, как линия нарисована) обозначьте риской на линии то место своей жизни, где вы сейчас находитесь. Какой кусок жизни вы уже прожили, где вы сейчас?

А теперь обозначьте рисками и кратко подпишите все самые значимые для вас события, которые у вас были в жизни. Это могли быть события, которые происходили с вами, или события, свидетелями которых вы были. Но это самые значимые для вас события в прошлом.

Следующим шагом попробуйте отметить рисками и кратко подписать все самые значимые события вашей жизни, которые, как вы думаете или даже ожидаете, надеетесь, с вами еще только произойдут».

В дальнейшем по рисунку проводится беседа с клиентом. Хотя на линии жизни клиент рисует свою жизнь, а не историю семьи, опыт использования методики говорит, что такие «семейные» содержания, как любовь, свадьба, рождение детей, выход на работу, смерть близких, разводы, переезды и проч., являются общими для индивидуальной и семейной историй. То есть даже методика «Твоя линия жизни» уже дает важную информацию о семейной жизни клиента.

«Линия жизни семьи», или «Линия времени», как ее называет А.В.Черников [Черников А.В., 1998], довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней — на усмотрение терапевта.

Проводятся вертикальные линии, и над ними надписываются события жизненного цикла семьи. Например: «Первое знакомство с Инной», «Поженились», «Первая ссора» и проч. Эта методика позволяет организовывать трудно сопоставимую информацию о семейной истории в более удобной графической форме.

Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта о том, почему семья пришла за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью искать помощь в это — особое — время? И т. п.

События семейной истории могут вводить как сами члены семьи, так и психолог.

Кроме простого варианта «Линию времени» можно использовать, объединяя ее со способами изображения семейной структуры и взаимоотношений в семье, т.е. с элементами генограммы. Это позволяет отразить ход изменений важнейших параметров семейной системы во времени.

Так, на рис. 17 (пример взят из книги А.В.Черникова [Черников А. В., 1998]), схематически в виде сочетания «Линии жизни семьи» и элементов генограммы изображен консультативный случай отказа мальчика семи лет от посещения школы.

Методика «Линия жизни семьи»

Рис. 17. Совместное использование «Линии жизни семьи» и генограммы

Момент вступления в брак был выбран за нулевую точку. Двойная линия между супругами показывает близкие взаимоотношения. На втором и четвертом году брака рождаются дети. Тройная линия между матерью и новорожденными отражает нормальные для этого возраста ребенка очень близкие взаимоотношения с матерью, и до десятого года брака семья представляет собой хорошо функционирующую систему.

В начале этого года муж терпит крупную профессиональную неудачу, уходит в депрессию, замыкается в себе, все больше отдаляясь от детей, особенно от младшего сына. Начинаются серьезные конфликты между супругами.

Отношения матери и сына становятся снова чрезмерно близкими, «запутанными», что уже является проблемой для детей этого возраста.

Вскоре мальчику подходит время идти в школу, но он отвечает отказом, так как это должно повлечь за собой увеличение дистанции с матерью, что, возможно, интуитивно расценивается в этот трудный для семьи период как опасность для них обоих.

Его отказ от посещения школы явно адресован его родителям, и прежде всего отцу, который должен отложить в сторону свои собственные переживания и помочь матери и сыну. Это и приводит семью к психологу.





Комментарий к статье