У простейших животных и даже у некоторых многоклеточных нервная система отсутствует. Она появляется лишь у более сложных видов многоклеточных животных типа медуз и иглокожих. Но их нервная система не имеет ничего общего с центральной нервной системой. Животные Типа медуз и иглокожих обладают простейшим видом нервной системы, носящей название рассеянной или диффузной. Характерной чертой нервной системы этого типа является полное отсутствие в ней координирующих механизмов.
В процессе дальнейшего развития животного царства диффузный тип нервной системы сменяется узловым типом. Яркими представителями животных, обладающих узловым типом строения нервной системы, являются кольцевые черви (более низкая форма организации), и насекомые (более высокая форма организации). Узловой тип строения нервной системы характеризуется тем, что сгущение нервных клеток в отдельных узлах создает возможность сегментарной, а не диффузной иннервации. Это значит, что каждый нервный узел регулирует деятельность одного определенного, строго отграниченного от других сегмента (участка тела).
На следующих, более высоких ступенях развития животных, начиная с высших рыб, появляется спинной и головной мозг.
Нервная система низших позвоночных (рыбы, амфибии) характеризуется довольно развитым спинным мозгом. Головной же мозг развит слабо и представлен главным образом теми своими отделами, которые соответствуют продолговатому, среднему и промежуточному мозгу высших животных. Большие полушария едва лишь намечаются и не играют сколько-нибудь существенной роли в деятельности низших позвоночных. Вот почему удаление «нового мозга» (зачатков больших полушарий) у рыб и амфибий почти не сказывается на их поведении. Носителями психических процессов у низших позвоночных являются те отделы головного мозга, которые соответствуют среднему и промежуточному мозгу.
Чем выше ступень развития животного, тем больше развиты полушария его головного мозга и тем значительнее их роль в психической жизни. Например, удаление больших полушарий у птиц (голубей) приводит уже к заметному расстройству их деятельности: у голубя исчезают присущие ему черты поведения, он перестает узнавать своих детенышей, теряет способность самостоятельно принимать пищу. Удаление же больших полушарий мозга у собак делает их полными инвалидами.
Все это свидетельствует о том, что процесс развития головного мозга идет за счет развития нового мозга, его больших полушарий (см: рис. 6).
Развитие больших полушарий головного мозга от низших позвоночных к высшим и от высших позвоночных к человеку идет по линии увеличения массы мозга и особенно увеличения его поверхности. Большие полушария человека так велики, что покрывают собой все остальные отделы мозга.
Современная физиология считает, что отдельные участки коры мозга не одинаковы как по своему строению, так и по выполняемым ими функциям. Большие полушария головного мозга распадаются на ряд полей, каждое из которых отличается от других по микроскопическому строению, по расположению в них нервных клеток и по функциям. Таких полей в коре мозга можно выделить несколько десятков.
Деятельность коры мозга человека необходимо представлять себе как систему взаимно связанных друг с другом и взаимно обусловливающих друг друга участков, разнородных по строению и своим функциям.