Какими же приемами пользуются люди для преобразования представлений? Одним из распространенных приемов является комбинирование, т. е. целенаправленная группировка частей в целое. По принципу комбинирования созданы такие образы, как русалка, кентавр (человеко-лошадь), циклоп и др.
Кроме комбинирования, при создании образов воображения широко пользуются приемом увеличения. Вспомним русских былинных богатырей, которые ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Идею силы и мощи русских богатырей замечательно отразил русский художник Васнецов в своей картине «Богатыри». При рассматривании этой картины остается впечатление, что земля вдавливается под тяжестью лошадей и сидящих на них богатырей.
В процессе воображения широко используется и противоположный прием — прием преуменьшения. В детских сказках типа «Мальчик с пальчик» рост ребенка очень преуменьшен.
Как преувеличение, так и преуменьшение преследуют одну и ту же цель — усилить впечатление, подчеркнуть те или иные стороны в изображаемых предметах или явлениях. Только ассоциации, вызываемые этими образами, различны: преувеличение имеет своей целью вызвать ассоциацию сходства, преуменьшение же — ассоциацию противоположности. В самом деле, по виду богатырей в картине Васнецова мы умозаключаем об их физической и духовной силе. Воспринимая же миниатюрного мальчика, обладающего способностями нормального взрослого человека, мы невольно преувеличиваем эти способности в силу того, что большое в маленьком всегда кажется больше (принцип контраста).
В качестве одного из широко применяемых способов переработки представлений можно назвать акцентировку, которая зиждется на обобщении и заключается в выделении наиболее характерных черт изображаемого явления или человека. Основная цель акцентировки — стремление подчеркнуть, обратить внимание на ту или иную сторону явления.
Акцентировка может быть дана в форме карикатуры. Под карикатурой понимается изображение кого-нибудь или чего-нибудь в подчеркнутом до искажения виде с целью достижения комического эффекта. Достаточно известны карикатуры художников Кукрыниксы на фашистских главарей, политически заостренные карикатуры Б. Ефимова и др. Такие карикатуры имеют большое агитационно-пропагандистское значение и должны широко использоваться в воспитательной работе.
Карикатура является не единственным средством акцентировки. Моменты акцентировки имеются и в высокохудожественных произведениях литературы, живописи, пластических искусств и т. п. Онегин, Печорин, Обломов, Рудин и др. — все это типичные представители дворянской России, воплотившие в себе основные недостатки дворянского общества того времени, и в каждом из этих образов всегда выделен и особенно подчеркнут тот или иной недостаток, хотя он и не делает карикатурным своего носителя.
Художественное и научное творчество людей сочетает в себе, как правило, целый ряд из названных здесь способов творческой переработки представлений. Присматриваясь к действительности, изучая ее, анализируя, обобщая, военный специалист, ученый или художник накапливает материал, который затем комбинирует, подчеркивает в нем основное, главное, опускает второстепенное.