Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика разработана и опубликована Р. Г. Овчаровой [Овча-рова Р. Г., 2003] на основе контент-анализа родительских сочинений. Она представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. Автор назвала методику «Представления об идеальном родителе».

Методика состоит из оценивания 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3).

Структура методики

При отборе качеств автор использовала данные контент-анализа родительских сочинений (по методике О.А.Карабановой).

  1. Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем типам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому; на каждый тип приходится по 16 пар качеств.
  2. При составлении методики все качества внутри типа подбирались по следующим антиномиям:
    • — положительное — отрицательное (например: робкий — смелый; сильный — слабый);
    • — должное — необязательное (например: должен быть справедливым — может быть несправедливым; должен все знать — может чего-то не знать);
    • — теплое — холодное (например: доверяющий детям — не доверяющий детям; сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);
    • — предлагаемое — отвергаемое (например: бескорыстный — расчетливый; альтруист — эгоист);
    • — достижимое — неосуществимое (например: всегда терпелив — не всегда терпелив; всегда понимает — не всегда понимает);
    • — простое — сложное (например: решающий за детей — не решающий за детей; компетентный — некомпетентный).
  3. Методика изложена в логике ее создания; номера вопросов в таблице приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Автор считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например им трудно угадать социально желаемые ответы.
  4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.

Интерпретация результатов методики

Автор предлагает при обработке данных методики опираться в большей степени на качественный анализ, нежели на количественную обработку.

Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту:

  • — когнитивный — первые 18 пар;
  • — эмоциональный — вторые 18 пар (с 19-й по 36-ю);
  • — поведенческий — последние 18 пар (с 37-й по 54-ю).

В итоге получаем когнитивный, эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном родителе.

Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества — 3 балла). Баллы, относящие к качествам, расположенным справа («положительные»), берутся со знаком «+», а баллы, относящие к качествам, приведенным слева («отрицательные»), — со знаком «-».

Например, испытуемый сделал такой выбор (выделен полужирным шрифтом):

слабый 3210123 сильный
неблагоразумный 32 10 123 благоразумный

При подсчете когнитивного аспекта (к нему относятся обе пары качеств) мы получим: +3 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части); итого: 3 — 1 = 2 и т.д.

Качественная обработка заключается в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

Опросник методики «Представления об идеальном родителе»

1 Слабый 3 2 1 0 1 2 3 Сильный
2 Неблагоразумный 3 2 1 0 1 2 3 Благоразумный
3 Непрактичный 3 2 1 0 1 2 3 Практичный
4 Должен быть справедливым 3 2 1 0 1 2 3 Может быть несправедливым
5 Должен все знать 3 2 1 0 1 2 3 Может чего-то не знать
6 Должен ставить детей на первое место 3 2 1 0 1 2 3 Может не ставить детей на первое место
7 Не доверяющий детям 3 2 1 0 1 2 3 Доверяющий детям
8 Соперничающий с детьми 3 2 1 0 1 2 3 Сотрудничающий с детьми
9 Злопамятный 3 2 1 0 1 2 3 Прощающий
10 Расчетливый 3 2 1 0 1 2 3 Бескорыстный
11 Эгоист 3 2 1 0 1 2 3 Альтруист
12 Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Ответственный
13 Всегда терпелив 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда терпелив
14 Всегда понимает 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда понимает
15 Всегда прав 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда прав
16 Решающий за детей 3 2 1 0 1 2 3 Не решающий за детей
17 Не уважающий детей 3 2 1 0 1 2 3 Уважающий детей
18 Требовательный 3 2 1 0 1 2 3 Снисходительный
19 Несчастный

>

3 2 1 0 1 2 3 Счастливый
20 Грустный 3 2 1 0 1 2 3 Радостный
21 Злой 3 2 1 0 1 2 3 Добрый
22 Должен интересоваться детьми 3 2 1 0 1 2 3 Может не интересоваться детьми
23 Должен быть спокойным 3 2 1 0 1 2 3 Может быть раздраженным
24 Должен гордиться детьми 3 2 1 0 1 2 3 Может не гордиться детьми
25 Строгий 3 2 1 0 1 2 3 Мягкий
26 Жестокий 3 2 1 0 1 2 3 Ласковый
27 Холодный 3 2 1 0 1 2 3 Теплый
28 Неодобряющий 3 2 1 0 1 2 3 Одобряющий
29 Безжалостный 3 2 1 0 1 2 3 Жалеющий
30 Нелюбящий 3 2 1 0 1 2 3 Любящий
31 Всегда довольный детьми 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда довольный детьми
32 Никогда не кричащий на ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Иногда кричащий на ребенка
33 Не обижающийся на детей 3 2 1 0 1 2 3 Обижающийся на детей
34 Стыдящийся за ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не стыдящийся за ребенка
35 Не готовый к родительству 3 2 1 0 1 2 3 Готовый к родительству
36 Боящийся извиниться перед ребенком 3 2 1 0 1 2 3 Не боящийся извиниться перед ребенком
37 Невоспитывающий 3 2 1 0 1 2 3 Воспитывающий
38 Усталый 3 2 1 0 1 2 3 Отдохнувший
39 Не обучающий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Обучающий ребенка
40 Должен быть опытным родителем 3 2 1 0 1 2 3 Может быть неопытным родителем
41 Должен жить для ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Может жить для себя
42 Должен проводить с ребенком много времени 3 2 1 0 1 2 3 Может проводить с ребенком мало времени
43 Нехвалящий 3 2 1 0 1 2 3 Хвалящий
44 Не балующий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Балующий ребенка
45 Неопекающий 3 2 1 0 1 2 3 Опекающий
46 Не слушающий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Слушающий ребенка
47 Не помогающий ребенку 3 2 1 0 1 2 3 Помогающий ребенку
48 Приказывающий 3 2 1 0 1 2 3 Просящий
49 Всегда может повлиять на ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда может повлиять на ребенка
50 Никогда не командующий 3 2 1 0 1 2 3 Иногда командующий
51 Всегда выполняющий капризы ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда выполняющий капризы ребенка
52 Вмешивающийся в жизнь ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не вмешивающийся в жизнь ребенка
53 Ограничивающий свободу ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не ограничивающий свободу ребенка
54 Критикующий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не критикующий ребенка

Ключи к методике

Антиномии Когнитивный аспект (№ вопросов) Эмоциональный аспект (№ вопросов) Поведенческий аспект (№ вопросов)
Положительное—отрицательное 1-3 19-21 37-39
Должное — необязательное 4-6 22-24 40-42
Теплое—холодное 7-9 25-27 43-45
Предлагаемое — отвергаемое 10-12 28-30 46-48
Достижимое — неосуществимое 13-15 31-33 49-51
Простое—сложное 16-18 34-36 52-54




Leave a Reply