Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика разработана и опубликована Р. Г. Овчаровой [Овча-рова Р. Г., 2003] на основе контент-анализа родительских сочинений. Она представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. Автор назвала методику «Представления об идеальном родителе».

Методика состоит из оценивания 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3).

Структура методики

При отборе качеств автор использовала данные контент-анализа родительских сочинений (по методике О.А.Карабановой).

  1. Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем типам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому; на каждый тип приходится по 16 пар качеств.
  2. При составлении методики все качества внутри типа подбирались по следующим антиномиям:
    • — положительное — отрицательное (например: робкий — смелый; сильный — слабый);
    • — должное — необязательное (например: должен быть справедливым — может быть несправедливым; должен все знать — может чего-то не знать);
    • — теплое — холодное (например: доверяющий детям — не доверяющий детям; сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);
    • — предлагаемое — отвергаемое (например: бескорыстный — расчетливый; альтруист — эгоист);
    • — достижимое — неосуществимое (например: всегда терпелив — не всегда терпелив; всегда понимает — не всегда понимает);
    • — простое — сложное (например: решающий за детей — не решающий за детей; компетентный — некомпетентный).
  3. Методика изложена в логике ее создания; номера вопросов в таблице приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Автор считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например им трудно угадать социально желаемые ответы.
  4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.

Интерпретация результатов методики

Автор предлагает при обработке данных методики опираться в большей степени на качественный анализ, нежели на количественную обработку.

Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту:

  • — когнитивный — первые 18 пар;
  • — эмоциональный — вторые 18 пар (с 19-й по 36-ю);
  • — поведенческий — последние 18 пар (с 37-й по 54-ю).

В итоге получаем когнитивный, эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном родителе.

Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества — 3 балла). Баллы, относящие к качествам, расположенным справа («положительные»), берутся со знаком «+», а баллы, относящие к качествам, приведенным слева («отрицательные»), — со знаком «-».

Например, испытуемый сделал такой выбор (выделен полужирным шрифтом):

слабый3210123сильный
неблагоразумный32 10 123благоразумный

При подсчете когнитивного аспекта (к нему относятся обе пары качеств) мы получим: +3 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части); итого: 3 — 1 = 2 и т.д.

Качественная обработка заключается в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

Опросник методики «Представления об идеальном родителе»

1Слабый3210123Сильный
2Неблагоразумный3210123Благоразумный
3Непрактичный3210123Практичный
4Должен быть справедливым3210123Может быть несправедливым
5Должен все знать3210123Может чего-то не знать
6Должен ставить детей на первое место3210123Может не ставить детей на первое место
7Не доверяющий детям3210123Доверяющий детям
8Соперничающий с детьми3210123Сотрудничающий с детьми
9Злопамятный3210123Прощающий
10Расчетливый3210123Бескорыстный
11Эгоист3210123Альтруист
12Безответственный3210123Ответственный
13Всегда терпелив3210123Не всегда терпелив
14Всегда понимает3210123Не всегда понимает
15Всегда прав3210123Не всегда прав
16Решающий за детей3210123Не решающий за детей
17Не уважающий детей3210123Уважающий детей
18Требовательный3210123Снисходительный
19Несчастный

>

3210123Счастливый
20Грустный3210123Радостный
21Злой3210123Добрый
22Должен интересоваться детьми3210123Может не интересоваться детьми
23Должен быть спокойным3210123Может быть раздраженным
24Должен гордиться детьми3210123Может не гордиться детьми
25Строгий3210123Мягкий
26Жестокий3210123Ласковый
27Холодный3210123Теплый
28Неодобряющий3210123Одобряющий
29Безжалостный3210123Жалеющий
30Нелюбящий3210123Любящий
31Всегда довольный детьми3210123Не всегда довольный детьми
32Никогда не кричащий на ребенка3210123Иногда кричащий на ребенка
33Не обижающийся на детей3210123Обижающийся на детей
34Стыдящийся за ребенка3210123Не стыдящийся за ребенка
35Не готовый к родительству3210123Готовый к родительству
36Боящийся извиниться перед ребенком3210123Не боящийся извиниться перед ребенком
37Невоспитывающий3210123Воспитывающий
38Усталый3210123Отдохнувший
39Не обучающий ребенка3210123Обучающий ребенка
40Должен быть опытным родителем3210123Может быть неопытным родителем
41Должен жить для ребенка3210123Может жить для себя
42Должен проводить с ребенком много времени3210123Может проводить с ребенком мало времени
43Нехвалящий3210123Хвалящий
44Не балующий ребенка3210123Балующий ребенка
45Неопекающий3210123Опекающий
46Не слушающий ребенка3210123Слушающий ребенка
47Не помогающий ребенку3210123Помогающий ребенку
48Приказывающий3210123Просящий
49Всегда может повлиять на ребенка3210123Не всегда может повлиять на ребенка
50Никогда не командующий3210123Иногда командующий
51Всегда выполняющий капризы ребенка3210123Не всегда выполняющий капризы ребенка
52Вмешивающийся в жизнь ребенка3210123Не вмешивающийся в жизнь ребенка
53Ограничивающий свободу ребенка3210123Не ограничивающий свободу ребенка
54Критикующий ребенка3210123Не критикующий ребенка

Ключи к методике

АнтиномииКогнитивный аспект (№ вопросов)Эмоциональный аспект (№ вопросов)Поведенческий аспект (№ вопросов)
Положительное—отрицательное1-319-2137-39
Должное — необязательное4-622-2440-42
Теплое—холодное7-925-2743-45
Предлагаемое — отвергаемое10-1228-3046-48
Достижимое — неосуществимое13-1531-3349-51
Простое—сложное16-1834-3652-54

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: