АНАЛИЗ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В волевом действии, если оно носит сколько-нибудь сложный характер, всегда можно выделить подготовительный этап, то есть тот период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению действия. В подготовительном этапе выступают два момента — борьба мотивов и решение.

Первое, что необходимо подчеркнуть в процессе анализа подготовительного этапа в волевом действии,— это зависимость психологического его строения от характера стоящей перед человеком задачи. Если задача не является безусловно обязательной и допускает ту или иную свободу выбора, то подготовительный этап протекает иначе, чем в том случае, когда выполнение поставленной задачи является безусловно обязательным. Вспомним вопрос, который встал перед Павлом Корчагиным в момент, когда он ясно осознал характер своей болезни. Вопрос заключался в том,— умереть или же продолжать жить. Корчагин взвесил все за и против, представил себе возможные последствия того и другого исхода и уже затем пришел к окончательному решению. Борьба мотивов разыгрывается здесь вокруг вопроса — жить или не жить. Она закончилась в пользу жизни. Но могла решиться и в пользу смерти, если бы Корчагин оказался в иных общественных условиях.

Иным психологическим содержанием характеризуется подготовительный этап в волевом действии людей, если перед ними стоит задача, решение которой является безусловно обязательным. Примером такой задачи может служить любой боевой приказ. Воин не имеет права рассуждать — выполнять или не выполнять боевой приказ. Он должен его выполнить. Борьба мотивов вокруг вопроса — делать или не делать — здесь исключена.

Отсутствие борьбы мотивов по вопросу делать или не делать при решении задач обязательных, не допускающих выбора, не лишает, однако, психологической содержательности подготовительного этапа волевого действия. В этих случаях этап, предшествующий совершению волевого действия, осуществляется в форме выбора наиболее рациональных способов действия. Так, командир, получивший боевой приказ, продумывает систему мероприятий, которая обеспечила бы наилучшее решение поставленной задачи. При этом также возможна борьба мотивов, но по иному уже вопросу, по вопросу о том, какой путь избрать для правильного осуществления приказа.

Борьба мотивов, независимо от того, в каком плане она развертывается, в плане ли решения вопроса о том, делать или не Делать, быть или не быть, или же в плане выбора наиболее эффективных способов действия, всегда оканчивается принятием какого-то решения.

Некоторые из психологов склонны думать, что принятие в результате борьбы мотивов решения и есть основной элемент волевого действия или поступка. Однако это не так. Легко представить случай, когда принятое решение может оказаться невыполненным. Объясняется это тем, что исполнение принятого решения предъявляет к личности новые, особые требования и, следовательно, предполагает необходимость новых усилий со стороны человека.

В самом деле, ведь принятие решения лишь предвосхищает предстоящее действие в виде представления. Волевое же действие должно проявляться в выполнении решения. Поэтому момент решения нельзя считать основным этапом в волевом действии. Решение является лишь толчком к действию.

Переход к исполнению принятого решения зависит от твердости последнего. Твердое, окончательное решение осуществляется человеком уверенно. Решение же, принятое с тенью сомнения, выполняется «с оглядкой», без должной твердости. Отсюда следует важный педагогический вывод, что в процессе воспитания воли необходимо вырабатывать у людей привычку принимать твердые, бескомпромиссные решения и приводить их в исполнение.





Leave a Reply