Человек, находящийся в бодрствующем состоянии, всегда чем-то занят, что-то делает: трудится, учится, играет, обдумывает и т. д. Это указывает на то, что нормальным состоянием бодрствующего человека является деятельность.
Под деятельностью понимается человеческая , активность,’направленная на достижение сознательно поставленной цели.
В деятельности человека, независимо от ее вида, надо различать две взаимно связанные и находящиеся в единстве стороны: а) внешнюю, выражающуюся в каких-то движениях, действиях и операциях; б) внутреннюю, проявляющуюся в психической активности.
Возьмем в качестве примера деятельность разведчика. Он ведет разведку с определенной целью, по определенным мотивам, по заранее намеченному плану, используя для этого имеющиеся у него знания и умения. Внешнее выражение эта деятельность находит в системе определенных движений: в передвижении к месту расположения противника, в поворотах головы и глаз при рассматривании заинтересовавших его объектов и т. д.
Движения, однако, нельзя сужать до понятия так называемой локомоции, т. е. простого перемещения человека или его органов (рук, ног, пальцев) в пространстве. Движение является более широким понятием, охватывающим не только линейные перемещения работающего органа в пространстве, но и мимические и пантомимические движения. Отсюда деятельность человека, спокойно сидящего и обдумывающего тот или иной вопрос, нельзя считать лишенной движения, так как в нее входит определенная мимика, пантомимика и скрытые речедвигательные процессы. Об этом красноречиво говорит картина Богданова-Бельского «Устный счет» (см. рис. 35).
Отдельные движения, составляющие ту или иную деятельность человека, объединяются между собой и образуют системы движения. Б любой такой системе все движения строго согласованы (координированы) друг с другом. Без этого рабочее действие было бы невозможным. Согласованность включенных в рабочий процесс движений возникает в результате более или менее длительных упражнений. Это легко видеть, если сравнить координированность движений старых солдат при выполнении команды «Кругом», допустим, с координированностью этих же движений у молодых солдат, только что пришедших в Армию. В первом случае эта команда выполняется так, что все вовлекаемые в эти движения мышцы работают в полной гармонии и мы не обнаруживали лишних, ненужных, мешающих движений. Иначе обстоит дело у молодых солдат, только что начавших обучаться военному строю: при исполнении команды «Кругом» обнаруживается нередко расхождение в темпах движения туловища и нижних конечностей, руки отрываются от туловища, импульс, данный в ноги при команде «Кругом», оказывается или недостаточным, и солдат не доходит до нужного положения в строю, или же слишком большим, и солдат переходит через то положение, в котором он должен был оказаться после выполнения команды.
Способность к овладению системой движений резко дифференцирует людей. У одних людей координация движений складывается легко и быстро, у других — медленно, с трудом. Это зависит от развития моторной сферы человека.
Системы движений, в которых осуществляется деятельность людей, не исчерпывают собой сущности деятельности, хотя им принадлежит и большая роль. Они являются только тем средством, с помощью которого человек достигает поставленной цели. Сущность же деятельности заключается в тех целях и задачах, которые преследуются этой деятельностью, и в тех мотивах, во имя которых она совершается.