Для любой науки используемые методы представляют собой важнейший ее компонент. Для военной психологии, исследующей человеческую психику и личность в экстремальных условиях современного боя, проблема выбора адекватных методов исследования является жизненно важной.
Арсенал основных методов военной психологии был в общем плане обозначен еще в начале XX в. В ходе Русско-японской, Первой мировой и гражданской войны в России психологи Н.Н.Головин, Г. Е. Шумков, Г.Хаханьян не только предложили, научно обосновали, но и частично проверили на практике основные методы военно-психологического исследования.
Анализируя их подходы и современные наработки в области методологии военно-психологических изысканий и практической психологической работы, можно выделить две группы методов военной психологии:
- методы военно-психологических исследований;
- методы военно-психологической практики.
Методы военно-психологических исследований:
- опрос участников боевых действий (анкетирование, интервьюирование, индивидуальная и групповая беседы);
- экспертный опрос лиц медицинского персонала, военных психологов, командиров, сослуживцев о психофизических состояниях раненых;
- анализ документов, связанных с участниками боевых действий (медицинские карты, журналы динамического наблюдения, фотографии, дневники, письма, стихи, песни участников и свидетелей боев, боевые донесения и донесения о психологической работе);
- анализ результатов боевых действий войск и исследование материалов военной истории (хода и исхода сражений, построений войск, мер психологического обеспечения, морально-психологического состояния сторон и его динамики и т.д.);
- анализ художественных произведений о войне;
- наблюдение (включенное и невключенное, формализованное и неформализованное, прямое и опосредованное и др.);
- эксперимент (естественный и лабораторный);
- скрытые методы исследования (методы интерпретации сопутствующих явлений);
- корреляционные методы (методы выявления связей между событиями и явлениями).
Эти методы довольно хорошо описаны в военно-психологической литературе [14; 113; 238; 239 и др.], подробно на их рассмотрении мы останавливаться не будем в силу ограниченности объема пособия. Отметим лишь, что каждый из методов имеет свои преимущества и ограничения в соответствующей обстановке.
В меньшей мере в литературе описаны скрытые методы исследования, а между тем они обладают значительным диагностическим потенциалом. Например, они позволяют по количеству заболеваний военнослужащих соматическими болезнями, обморожений, натертостей ног, фактов членовредительства, симуляций, совместных фотографирований, конфликтов между военнослужащими, писем домой, числу лиц, возвращающихся в свои части из госпиталей, ждущих дивизионные, армейские и фронтовые газеты, по продолжительности пребывания в госпиталях, по молодцеватости внешнего вида участников боевых действий и т.д. судить о доминирующих психических состояниях военнослужащих, боевом настрое, популярности войны среди различных категорий личного состава, психологическом климате в воинской части, авторитете военного руководства; по истертости обложек и страниц военных трудов судить об их популярности; и т.д.
Методы военно-психологической практики:
- военной профессиографии (методы описания военных профессий, специальностей и видов деятельности) [28; 67; 210];
- военно-профессиональной ориентации и набора в армию [28; 67; 210];
- профессионального психологического отбора (методы психофизиологического обследования и социально-психологического изучения лиц, поступающих на военную службу) [28; 67; 210];
- психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям, формирования у них психологической устойчивости к боевым стресс-факторам и психологической готовности к выполнению конкретных боевых задач (методы моделирования факторов опасности, внезапности, новизны, напряженности, ответственности и др. на занятиях по боевой подготовке; боевой, природно-географической, климатической, биоритмической, режимно-деятельностной адаптации; формирования когнитивной модели боя; создания эмоционального настроя; формирования навыков и привычек выполнения типичных для боя задач; расширения психических возможностей (внимания, памяти, интуиции, зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, ночного видения, перенесения боли, холода, жары, голода); эффективного поведения в плену и др.) [29; 61; 63; 69; 105; 114; 115; 147; 186; 202, 243];
- психологического прогнозирования и оценки боевой обстановки (попарного сравнения психологических возможностей противоборствующих сторон) [113];
- прогнозирования и расчета психогенных потерь (в условиях применения обычного оружия и оружия массового поражения) [113];
- психологической поддержки военнослужащих (коммуникативные, деятельностные, аутогенные, установочные, фармакологические) [29; 69; 105];
- психологической реабилитации участников боевых действий (обсуждение стресса; дебрифинг стресса критических инцидентов; индейская банная; рэп-группы; рациональная и другие виды психотерапии и др.) [101; 105; 122; 149; 183; 226; 235; 242];
- социально-психологической реадаптации участников боевых действий («психологического карантина» или «психологической дезинфекции»; создания реадаптирующей среды; терапия семей участников боевых действий) [102; 105; 122; 183; 226];
- психологической помощи лицам, переживающим утрату [7];
- диагностики посттравматических стрессовых расстройств у ветеранов боевых действий (структурированное клиническое интервью; боевые шкалы миннесотского и миссисипского опросников ПТСР; опросник травматического стресса И. О. Котенева; опросник депрессивности Бека и др.) [2; 226; 242; 235];
- допроса военнопленных (убеждающие; внушающие; психологического давления и изнурения; гипно-суггестивные; фармакологические; переформирования поведения и др.) [147];
- ведения психологических операций и защиты войск от психологического воздействия противника (печатные; радиотелевизионные; звуковещательные, «приклеивания информации»; демонстративных действий; психологического изнурения (звуками, запахами, мерцающим светом) и т.д.) [19; 29; 89; 110; 111; 12; ИЗ; 135; 138; 251];
- военной маскировки, введения противника в заблуждение и достижения внезапности (создания иллюзий восприятия, мышления и антиципации) [8; 113; 116; 142];
- анализа и поддержания воинской дисциплины в воинских подразделениях и частях и предупреждения девиаций на войне [ИЗ; 247].
Даже простое перечисление методов, используемых военными психологами в своей практике, говорит о том, что военная психология активно осваивает не только теоретическое пространство своего предмета, но и целенаправленно выстраивает психотехнологическую базу. При этом одну часть методов она заимствует у других отраслей психологии (психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция и др.) и после соответствующей их адаптации включает в арсенал своих методических средств. Другую часть методов она разрабатывает сама, так как кроме нее ни одна наука этими проблемами не интересуется (например, методы расчета психогенных потерь, психологической оценки обстановки, психологической поддержки в бою и др.).
Вопросы для самоконтроля
- Что является объектом и предметом военной психологии?
- Как можно охарактеризовать взаимодействие военной психологии с другими науками?
- Какие методы военной психологии относятся к методам исследования?
- Какие методы относятся к методам военно-психологической практики?
Литература
Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII — XIX вв. : в 2 ч. / под ред. Н.Ф.Феденко. — М., 1993.
Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. — М., 1974.
Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. — М., 2006.
Психология и война / под ред. А. Г. Караяни. — М., 2003.
Современная буржуазная военная психология / под ред. А.В.Барабанщикова и Н.Ф.Феденко. — М., 1964.