Вхождение человека в профессиональную деятельность предполагает прохождение им определенных этапов профессионального образования. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа. Профессиональное образование рассматривается как система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств.
Для реализации целей образования в стране функционирует система образования, представляющая собой совокупность:
- системы образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов с различными организационно-правовыми формами;
- системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Приобретаемые в ходе профессиональной подготовки специальность и квалификация в значительной мере определяют потенциальные границы включения психолога в те или иные сферы и виды деятельности.
Высшее образование в области психологии предполагает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени, дающей определенные права при продолжении обучения и при устройстве на работу.
Так, в США психологическое образование включает три ступени. Первая ступень представлена двухгодичными колледжами, осуществляющими подготовку кадров среднего звена (как правило, вспомогательный или технический персонал, принимающий участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста). Выпускникам двухгодичного колледжа присуждается степень младшего специалиста. К высшим учебным заведениям второй ступени относятся четырехгодичные колледжи, самостоятельные или входящие в состав университета. Выпускникам четырехгодичного колледжа присуждается степень бакалавра. Высшими учебными заведениями третьей ступени, ориентированными на подготовку специалистов высокого класса и дающими право на получение степени магистра и доктора наук, являются в основном университеты. В рамках университета, как правило, функционируют исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, а также профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков.
Многообразие научных дисциплин, изучаемых сегодня студентами психологических факультетов, иллюстрирует классификация психологических отраслей, принятая организаторами XXVI Международного психологического конгресса, состоявшегося 16 — 21 августа 1996 г. в Монреале (Канада).
В список входит следующие отрасли:
- История и теория.
- Методы исследования и статистика.
- Поведение животных.
- Сенсорные и моторные процессы.
- Внимание и восприятие.
- Нейро-науки.
- Нейропсихология.
- Эмоции и мотивация.
- Обусловливание и научение.
- Память и познание.
- Язык, речь и общение.
- Когнитивная наука и интеллектуальные системы.
- Человеческий фактор и эргономика.
- Стадии развития.
- Процессы развития.
- Психология образования.
- Личностные процессы и надиндивидуальные различия.
- Социальная психология.
- Социальные проблемы.
- Половые различия.
- Психология и право.
- Кросскультурная психология.
- Политическая психология.
- Клиническая и консультационная психология.
- Психология здоровья.
- Индустриальная и организационная психология.
- Психология среды.
- Психология как научная дисциплина.
Внутри каждой категории существует группа от трех до десяти более мелких (но не менее важных) отраслей. Например, категория 28 включает: преподавание психологии, этику психологии, организационные проблемы, отношение психологии к другим наукам, развитие психологии в разных странах.
Перечень учебных дисциплин, подлежащих изучению в определенном вузе, достаточно широк и отражает специфику будущего профессионального предназначения выпускника. Кроме того, необходимо учитывать и то, что психология — молодая наука, которая находится в развитии. Процессы дифференциации и интеграции психологического знания, запросы практики приводят к возникновению новых отраслей и теоретических направлений.
В нашей стране психологов готовят на психологических и психолого-педагогических факультетах классических и педагогических университетов. Специальность 030301.65 «Психология» включена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. По неполным данным, к концу 1990-х гг. в государственных и негосударственных вузах Российской Федерации было создано около 150 психологических факультетов и отделений. До 1991 г. в России существовали лишь факультеты психологии в Московском, Ленинградском и Ярославском университетах, отделения психологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педагогики и психологии в МГПИ им. В.И.Ленина.
Социально-экономические реформы начала 1990-х гг. привели к формированию спроса на практических психологов в различных сферах: политике, рекламе, производстве и пр. Если до 1990-х гг. подготовка психологов имела академическую направленность и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специализация приобрела конкретно-прикладную направленность.
Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предполагает прохождение следующих обязательных дисциплин: общей психологии; общего психологического практикума; истории психологии; социальной психологии; клинической психологии; психофизиологии; педагогической психологии; возрастной психологии и психологии развития; психологии труда; психодиагностики; зоопсихологии и сравнительной психологии; экспериментальной психологии; психогенетики; анатомии центральной нервной системы; физиологии центральной нервной системы; физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем; антропологии; математических методов в психологии. Кроме того, программой подготовки предусматриваются спецкурсы по выбору студентов и факультативные психологические курсы.
Подготовка магистров (2 года) предполагает специализацию в одном из основных направлений психологической науки.
Сегодня в стране образовано множество учебных заведений, открыты факультеты психологического и психолого-педагогического профиля. Некоторые из них осуществляют подготовку психологов для Вооруженных сил России и других силовых ведомств с присвоением выпускникам вузов офицерского звания «лейтенант запаса». Такая подготовка, в частности, ведется на факультетах психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Уральского государственного университета (г. Екатеринбург), Московского городского психолого-педагогического института, Дальневосточного государственного университета и ряда других вузов. По численности обучаемых крупнейшими в России являются психологические факультеты Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Военного университета Министерства обороны РФ (Москва), Ярославского государственного университета им. Н.П.Демидова.
Вопросы для самоконтроля
- Какие элементы включает в себя система образования?
- Каковы основные ступени психологического образования в нашей стране и за рубежом?
- Какие психологические дисциплины изучаются студентами факультетов психологии?
- Где осуществляется профессиональная подготовка психологов?
Литература
- Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
- Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 1990. — № 1.
- Карандашов В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. — Вологда, 1999.
- Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психол. журнал. — 1994. — № 6. — С. 121-127.
- Современная психология : справочное руководство. — М., 1999.