Для чего нужна репетиция?

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


С точки зрения участника тренинга репетиция:

•    способствует более близкому знакомству с предметом;

•    предоставляет возможности устранить все недочеты;

•    дает возможность попробовать сделать что-то новое в своем индивидуальном темпе и потратить на это столько времени и пространства, сколько необходимо;

•    помогает повысить уровень собственной уверенности за счет овладения новым навыком.

С точки зрения компании репетиция:

•    снижает вероятность дорогостоящих и наносящих ущерб ошибок на производстве;

•    показывает, какие из сотрудников являются более квалифицированными;

•    дает возможность проанализировать и скорректировать ситуацию;

•    позволяет тренеру высказывать свое мнение и оказывать влияние (сравнительно) конфиденциально, что является эффективным способом достижения быстрых изменений.

Опытные образцы обычно тестируются в лабораториях или в проектных мастерских, и только затем постепенно выводятся на рынок в форме готового продукта. Компании могут также воспользоваться таким преимуществом, как предварительная репетиция тех действий, которые ее работники впоследствии будут осуществлять от лица компании.

Репетиция включает в себя целый ряд различных практик: от коротких и быстрых ролевых игр до сложного, детально разработанного моделирования реальных ситуаций.

«Пан или пропал?»

Некоторые участники настороженно относятся к ролевым играм либо потому, что имеют негативный опыт, либо потому, что боятся предстать перед окружающими в смешном виде. Они могут отдавать предпочтение моделированию ситуаций, в которых они останутся «сами собой», т. е. сценарий которых наиболее приближен к жизни.

В каждом подходе есть свои преимущества. Иногда полезно моделировать рабочие ситуации, иногда же необходим «чистый эксперимент», который позволяет отработать до блеска каждый конкретный элемент.

Позвольте настороженному участнику воспользоваться всеми преимуществами метода «шаг-за-шагом», делая упор на том, что репетиции помогают судить о достижении конкретных результатов. Например, пилоты постепенно переходят от тренажеров к полетам на реальном самолете, а затем к полетам с пассажирами на борту.

Напоминайте участникам о том, что ролевая игра — это живая игра, и они вполне могут принимать в этом упражнении такое же активное участие, как и в моделировании ситуаций, когда они принимают на себя «роль», которую обычно выполняют на работе.

Во вдохновляющем тренинге всегда есть место нескольким подходам, которые имеют условные названия: «отмель», «омут» и «середина».

Подход «омут» — «Вам все равно придется когда-нибудь это сделать, так почему бы не сейчас?» — имеет преимущество, поскольку дает полное представление о сути задачи, которую протагонист стремится выполнить с первых же минут семинара.

С первых же дней моей работы в качестве стажера-журналиста мне приходилось брать интервью у реальных людей, вовлеченных в реальные события. Если интервью оказывалось достаточно интересным, его публиковали в газете. Это был неоценимый опыт, и нельзя себе представить смоделированную ситуацию, которая оказалась бы столь правдоподобной. Коллеги рассказывали мне о незабываемом впечатлении, которое на них произвел их первый телефонный звонок, первая речь или первая биржевая сделка. В соответствующих обстоятельствах этот метод весьма эффективен. Опасность его заключается в том, что, если события будут развиваться по отрицательному сценарию, человек может не захотеть еще раз попытаться выполнить поставленную задачу; далеко не каждая организация может позволить себе потерять некоторое количество своих «новобранцев».

Подход «середина» — это весьма полезный вариант. Участники работают в сопровождении более опытного коллеги, присутствие которого сводит до минимума риск причинения ущерба или конфликта с клиентом. Опытный коллега рассматривается в качестве наставника, призванного гасить излишний юношеский энтузиазм. Почти в каждом американском фильме о полицейских есть эпизод, где молодой напарник опытного полицейского едва не попадает в какую-то серьезную передрягу. (Затем обычно следует длинный эпизод с тренировкой на стрельбище!)

Суть подхода «отмель» состоит в следующем: участник выполняют только простые задания до тех пор, пока он не почувствует себя достаточно компетентным. Обучающиеся постепенно набираются храбрости для того, чтобы отважиться сделать что-то более сложное. Вопрос заключается только в том, насколько реальные события будут повторять ситуацию тренинга и когда студент сможет перейти от стадии «касания ногами дна» к «плаванию». Скорость этого перехода зависит от конкретного вида деятельности. Мне кажется, что для многих использование подхода «отмель» может стать хорошей подготовкой к последующим тяжелым испытаниям. Во время тренинга мы сможем довольно быстро покинуть «отмель», максимально приблизив репетицию к реальной жизненной ситуации.

Свободная репетиция

Репетиция в свободном стиле затрагивает самые существенные моменты деятельности участников в организации и на тренинге, выходя за рамки обычных ролевых игр за счет следующих факторов:

•    участники изображают самих себя;

•    использование модели, в которой предложения по усовершенствованию деятельности исходят от вовлеченных в процесс и заинтересованных зрителей;

•    акцент делается на разных аспектах личности, например на поисках того аспекта, который помогает нам получить удовольствие от публичных выступлений.

Этот метод имеет много общего со «Свободным театром», созданным режиссером Августо Боалом как одно из направлений его политически ориентированного «Театра угнетенных». Я разработал семинар «Репетиция успеха» для тех тренеров, которые могут руководить группой, используя самые различные методы и определенный набор необходимых приемов. Эти методы эффективны в самых разнообразных ситуациях: в ситуации, когда нужно выпустить на рынок новый продукт или услугу; когда необходимо развить или испытать новые навыки (ведение переговоров, руководство, техника продаж), а также когда есть необходимость в разработке и исследовании стратегических сценариев, таких как планирование развития отдельного отдела организации или компании в целом.

Вместе с группой мы изучаем и оцениваем конкретные случаи, что дает участникам возможность дополнительно поразмышлять об этом после семинара. В обстановке уверенности участники знакомятся с новыми методами, предлагают варианты улучшения существующего положения, выслушивают комментарии и экспериментируют с новыми подходами. Им предоставляется возможность преодолеть привычные трудности, препятствия и недостатки.

Предложите участникам тренинг «Репетиция успеха», если вы хотите:

•    исследовать выигрышные стратегии поведения:

•    работать в ситуации непосредственной обратной связи;

•    сконцентрироваться на каких-то важных моментах;

•    попрактиковаться в идеальном исполнении какого-то действия.

Для начала узнайте, к чему должна подготовиться группа. Вы можете провести брифинг либо в самом начале сессии, либо заранее. Вы должны быть осведомлены о характере поставленной задачи: выпуск ли это нового продукта, введение новой системы поощрений или подготовка к сделке. Репетиция успеха подходит для ситуаций, в которых четко обозначены желаемые результаты, а для достижения поставленной цели должен быть задействован человеческий фактор.

Для начала попросите участников сесть в круг или полукруг. Поставьте несколько стульев в центр. Сначала вы возьмете управление процессом в свои руки, но помните, что вскоре вам следует уйти в тень для того, чтобы способствовать развитию процесса, влияя на него со стороны. Виола Сполин (Spolin, 1963) называет это «наставничеством со стороны», причем в этом термине ярко проявляется сущность процесса. Осуществляя наставничество со стороны, тренер помогает участникам посредством того, что напоминает им, на что им стоит обращать особое внимание. Если все идет так, как надо, тренеру вообще не следует что-либо говорить. Тренер должен вмешиваться в процесс как можно меньше, желательно не останавливая его. Самыми подходящими будут инструкции типа: «Вспомни о том, чего ты от него хочешь» или «Упомяни сейчас проценты».





Комментарий к статье