— Основной Закон государства, определяющий основы общественности и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.
В статье «Закон» вы уже прочитали о том, что Основной Закон государства — это Конституция. Первая Советская Конституция (и одновременно вообще первая Конституция в нашей стране) родилась в 1918 году. Она законодательно закрепила завоевания Октября и определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата. «Мы знаем, — говорил В. И. Ленин, — что это Советская конституция, которая в июле утверждена, что она не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций. В мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире».
Характерно название первого раздела этой Конституции — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Первый в нашей стране Основной Закон провозгласил уничтожение эксплуатации человека человеком.
Вторая Конституция, принятая в 1924 году, закрепила образование Союза Советских Социалистических Республик.
Третья Конституция (1936 г.) названа Конституцией победившего социализма. Она принята тогда, когда наш народ добился построения социалистического общества.
С тех пор значительно развилось наше общество. Образовалась новая историческая общность людей — советский народ. И наша новая Конституция названа Конституцией общенародного государства.
Наша Конституция принята высшим органом государственной власти — Верховным Советом СССР — после всенародного обсуждения.
Вкратце о содержании Основного Закона.
В преамбуле говорится об исторических завоеваниях советского народа, о том, что в СССР построено развитое социалистическое общество, что Советское государство стало общенародным.
Первый раздел — о нашем общественно-политическом строе и экономике. Основные звенья нашей политической системы — Коммунистическая партия, Советы, профсоюзы. Наше главное направление — дальнейшее расширение и углубление социалистической демократии.
Второй раздел называется «Государство и личность». Шире и конкретнее, чем в прежних конституциях, сформулированы положения о праве на труд, на охрану здоровья, на образование. Впервые говорится о праве на жилище. Введены положения о праве на критику недостатков в работе государственных и общественных органов, на обжалование в суде действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на жизнь, здоровье, свободу и честь гражданина. Здесь же сформулированы и обязанности граждан.
Третий раздел — о национально-государственном устройстве СССР как союзного государства.
Два раздела посвящены Советам, принципам их деятельности, задачам депутатов. Право быть избранными в Верховный Совет СССР предоставляется теперь с 18 лет.
Это чрезвычайно краткий обзор Основного Закона. Он ни в коей мере не заменяет знакомства с Конституцией, которую нужно изучить каждому и уметь увязывать ее положения с жизнью.
Что значит увязывать положение закона с жизнью? Вот пример.
Прежде чем принять Конституцию СССР, ее проект обсуждали всенародно. Как раз в то время мне пришлось читать много писем, присланных в «Комсомольскую правду». Одно из них от Э. Котельного, строителя БАМа, мне показалось очень характерным. Тогда я его включила в обзор писем, опубликованный в газете, а теперь хочу привести вновь. Оно как нельзя лучше иллюстрирует всем необходимое умение видеть взаимосвязь жизни и Основного Закона.
«Мы — механики рефрижераторных секций. От западных пограничных станций и до Сахалина, из Заполярья и до крайних южных точек пролегают наши пути.
А в эти дни, когда обсуждается новая Конституция, как-то совершенно по-другому смотришь на все, что встречается по пути. Невольно родилась мысль, что все это Конституция в действии, или, как сказал один из нас, Конституция в иллюстрациях. Вот в проходную завода вливается людская река — право на труд. А вот на крыльце учебного заведения волнуются перед экзаменами студенты — право на образование. Строятся новые микрорайоны — право на жилище. На берегу живописной реки промелькнул дом отдыха или санаторий — право на отдых, право на охрану здоровья. Древний собор в лесах, идет реставрация — налицо статья об охране исторических памятников. И так всюду, куда ни посмотришь, где ни проедешь, всюду встретишь подтверждение той или иной статье, главе проекта Конституции СССР».
Обратите внимание на одну особенность этого письма. Здесь отражена реальность прав советского гражданина. Буржуазные конституции тоже декларируют право на труд, но во всех буржуазных странах есть безработица. Ученые — специалисты по буржуазным конституциям всегда употребляют эти два термина — «декларированные права» и «реальные права», между ними дистанция огромного размера. Реализовать провозглашение права мешает социальное устройство. Какая польза японскому безработному от того, что в конституции Японии записано не только право на труд, но даже и обязанность трудиться, если сам-то он не может устроиться на работу?! Примерно такое же несоответствие заметно и с правом на охрану здоровья. В буржуазных конституциях оно лишь декларировано. Стоимость операции, например, в США так велика, что болезнь воспринимается рядовыми американцами как катастрофа, как крах.
Привыкнув к чему-то, мы иногда перестаем замечать, что перед нами величайшее достижение общества, что мы пользуемся великими благами, да и всегда ли хорошо пользуемся? Идет, к примеру, собрание студентов, посвященное банальнейшей теме — успеваемости. Подымается некто и говорит: «Хочу — хорошо учусь, хочу — плохо, а могу и совеем бросить. У нас свобода личности». Величайшее право, завоеванное социализмом, право на образование, лоботряс воспринимает таким вот образом.
Государство на образование затрачивает громадные средства. На одного учащегося техникума в год расходуется 640 рублей, а на студента вуза — свыше тысячи. Миллионы молодых людей в странах капитала могут лишь мечтать о таких условиях для учебы и духовного развития, какие созданы у нас. Однако из одних только вузов РСФСР ежегодно отчисляется 130— 140 тысяч студентов. Плакали, как говорится, народные денежки… «Свободная личность» хочет — учится, хочет — нет. Это обратный пример, пример того, как люди не умеют увязывать положения Конституции с реальной жизнью.
Один из самых важных вопросов сегодня — охрана окружающей среды. Об этом специально оговорено в Конституции. И мы все должны добиваться исполнения этого положения Основного Закона.
…Плывет по Волге дизель-электроход — туристическое судно. Отдохнуть на Волге, провести отпуск на воде — прекрасно. Но что бы вы сказали о конкурсе для туристов на лучший букет из дикорастущих цветов? По Волге плавают десятки туристических теплоходов. Сезон начинается ранней весной и заканчивается поздней осенью. Ведь можно к осени оставить после себя пустыню…
Вопрос об охране природы еще и нравственный. Он о наших с вами отношениях. О том, чтобы букет из дикорастущих цветов был бы не моим и не твоим, а нашим. Контролер ОТК из Днепропетровска Г.П. Старшинов прислал в «Комсомольскую правду» письмо на эту тему. Он предлагает «для предотвращения экологического кризиса, для воспитания подрастающего поколения в духе любви к природе, всему живому каждому давать клятву матери-природе беречь ее, охранять». Впрочем, подробно вы прочитаете об этом в беседе «Охрана природы».
В период обсуждения проекта Конституции СССР и конституционная комиссия, и газеты получали огромную почту. Люди делились своими профессиональными знаниями, стремились сделать общим достоянием то, что они узнали благодаря своей специальности и месту работы.
Конституционная комиссия на основании предложений трудящихся внесла изменения в 110 статей проекта и добавила одну новую статью. Это реальное проявление нашей демократии.
Возможно, самый молодой читатель нас спросит: неужели все это так важно? Ведь есть уголовный кодекс, есть гражданский кодекс. По поводу этих кодексов особых обсуждений не бывает. Почему именно Основной Закон вызвал такое обсуждение?
Отвечаем. Запись в Конституции — это признание со стороны государства законными притязаний граждан на те или иные права. Отдельные кодексы лишь расшифровывают, детализируют провозглашенное в Конституции. Сейчас, например, разрабатывается жилищное законодательство, то есть подробная детализация, расшифровка, разъяснение короткой статьи в Конституции — о праве на жилище. Значение так называемых общих провозглашений сейчас необычайно возрастает. Они вооружают человека знанием пределов своих возможностей по отношению к обществу и государству. Человек знает свои права и свои обязанности, то есть что должен он обществу и государству и что они должны ему.
В общественном сознании все большее место занимает человек, личность. Недаром в новой Конституции так часто мы встречаем само это слово «личность». В предыдущих мы встречались только со словом «гражданин». Личность — более широкое понятие, ведь гражданин — это личность во взаимоотношениях с государством. Правам и свободам личности посвящен в Конституции особый раздел.
Часто говорят и пишут о тесной связи прав и обязанностей. Это справедливо, нужно лишь помнить, что есть исключения из этого правила. Не каждое право взаимосвязано с обязанностями. Например, право на охрану здоровья. Это право вытекает из принципов гуманизма, социальной справедливости. И плохой работник пользуется этим правом в той же мере, что и хороший работник. То есть нельзя прямо соотносить степень трудового вклада и охраны здоровья. Это относится и к ряду других прав.
140 миллионов человек участвовали в деловом, конкретном обсуждении проекта нашей новой Конституции.
Культурный уровень людей сейчас быстро поднимается. Образованность, компетентность в профессии, обширные общие знания, уважение к личности должны сочетаться с правовой культурой, с развитым правосознанием. (Статьи об этом читайте в соответствующих беседах.)
Позволю себе употребить такое выражение: конституционное мышление. Что это значит? Это умение соотносить свои действия с Основным Законом, умение видеть любую деятельность через призму Конституции. Это требование сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Конституционное мышление — одна из основ развитого гражданского сознания.