На песочном поле часто отражается внутренний ритм автора песочного мира. Это может быть равновесие, повторение точного количества фигур или симметричное расположение их. И тогда по фигурке, которая выпадает из ритма, можно определить, где самое большое напряжение, что беспокоит автора такой композиции.
Хаос фигурок на песочном поле говорит о том, что энергия данного человека неуправляема и может привести к непредсказуемым результатам.
Прямолинейные композиции показывают, что человек недостаточно пластичен и, если что-то не соответствует его планам и представлениям, он может выйти из себя, разозлиться или расплакаться, что для решения его задач вовсе необязательно, гораздо эффективнее оставаться в ресурсном состоянии и находить новые способы достижения результата.
Некоторые сюжеты концентрируются в каком-то месте, оставляя пустые пространства. Композиция кажется перекошенной. Скорее всего, некоторые качества этого клиента окажутся гипертрофированными, а некоторые — неразвитыми, зачаточными.
Перегруженное фигурками поле может сообщать о щедрости человека и жизненной активности, но может указывать на то, что «за деревьями леса не видно». Особенно, если в сюжете множество растений и деревьев, что свидетельствует о проблемах, имеющихся у человека во взаимоотношениях с обществом.
Скрытые барьеры могут быть выстроены из милых цветочков и трав. Конечно, изгороди, камни, кубики, насыпи являются очевидными препятствиями. А реки, линии, травы, дороги, мосты могут незаметно перекрыть взгляд, путь, свет.
На картине песочного поля можно заметить, что фигурки могут создать общее движение в каком-то направлении. Например, центростремительное, или замкнутое в круг, или направленное в угол, или в будущее (слева направо) или в прошлое (справа налево). Направление может быть от эмоций к действию, или от мечты к реализации. Если движение направлено снизу вверх, это значит, что человек сначала делает, а потом думает, что же он такое сделал и зачем. Если направление движения реки, дороги, фигурок или всей композиции — сверху вниз, хо человек сначала планирует, продумывает, только потом действует.
Движение, направленное справа налево, то есть из будущего в прошлое, говорит о том, что у человека в прошлом — нерешенные проблемы или неудачи или трагические события, в которых он застрял. Атак как подсознание независимо от человека старается решить прошлые проблемы, это отнимает много энергии, не дает человеку осуществлять его планы и мешает дальнейшему развитию. В таком случае следует остановиться, разобраться, что случилось в прошлом, решить проблемы и продвигаться дальше с новыми задачами и силами.
Зеркальная композиция прошлого и будущего может сообщить нам о том, что будущее будет таким же, как прошлое. И тогда, ориентируясь на свое прошлое, человек может планировать свое будущее более осмысленно, а не хаотично двигаться в будущее. Если повторение кажется клиенту застоем, он может внести в свою картину мира что-нибудь новое.
Композиционно все фигурки и дороги могут быть направлены к центру. Это означает, что человеку хочется осознать и понять все, что он выставил на песочном поле. Все силы направлены на осуществление задуманной идеи или актуальной цели.
Фигурки, размещенные по углам, означают задвинутые в угол проблемы. Здесь у психотерапевта большой соблазн вытащить поскорее фигурки из углов и найти им другое место. Не спешите. Возможно, для человека важнее, чтобы его фигурка стояла в углу, а не на всеобщем обозрении. Узнайте точно, что хочет решать клиент, а не то, что кажется вам несовершенным. Психолог выполняет тот запрос или ту задачу, которую поставил клиент.
Одинокая фигурка в песочном поле может означать внутриутробное состояние, желание вселенского покоя или смерти, начало нового пути или завершение предыдущего.
Ответы можно найти не в композиции фигурок, а в пустоте поля. Незаполненные пространства могу сигнализировать, что здесь скрыты основные события или трудновыполнимые действия, неуспех, нежелание двигаться, непонятое и неосознанное. Пустые пространства вовсе не означают, что в них ничего нет, в них есть то, чего человек не хочет видеть. Ритм песочного сюжета подтверждает порядок в душе, мыслях, действиях человека или указывает на беспорядок. Сбились с ритма — значит, его нужно восстановить. В некоторых случаях внешний ритм может завладеть человеком так, что он перестанет слышать и ощущать себя через эти ритмы. В таком случае на поле мы не увидим самого автора, он будет отсутствовать или будет замещен абстрактной фигуркой.