Как упоминалось в главе 3, стыд играет очень важную роль в развитии патологий характера. Мы уже рассмотрели два источника стыда: стыд, испытываемый ребенком оттого, что его не любят, и стыд и ощущение собственной никчемности из-за того, что родители отвергают любовь, чистосердечно предлагаемую ребенком. Есть еще один, третий источник стыда, возникающий у ребенка при попытке «объяснить» себе, за что же все его так не любят и обижают. Фейрбейрн проявлял большой интерес к теме стыда у обделенных детей и часто расспрашивал своих подопечных об их родителях. Напомню, что эти дети росли в семьях, где алкоголизм, невежество и жестокость были нормой.
Он обратил внимание, к своему немалому удивлению, что эти дети ни при каких обстоятельствах не желали признать, что их родители грубы, несправедливы и плохо справляются со своими родительским обязанностями. Напротив, этим детям было стыдно как раз за самих себя, потому что они (ошибочно) считали себя плохими детьми и именно себя винили за все неурядицы в семье. Фейрбейрн сделал вывод, что стыд такого рода возникал при попытке отрицать негативные черты своих родителей, взяв всю вину на себя, лишь бы сохранить положительный образ родителей. Такую защитную рационализацию (под рационализацией понимается логическое, но неверное объяснение) он называл «моральной защитой от плохих объектов», отмечая при этом, что эти дети считали свои собственные «моральные» недостатки (вранье, неопрятность, плохая учеба в школе) причиной того, что их родители плохо с ними обращались. Фейрбейрн понимал, что без такой рационализации дети будут обречены на вечную тревожность, противоречащую их безумной привязанности к родителям. Не забывайте, что обделенные и несчастные дети нуждаются в своих родителях гораздо больше, чем их сверстники, которых любят и эмоционально поддерживают. То есть им нужно избавиться от всего, что может стать помехой в отношениях с родителями. Используя такой защитный механизм, ребенок искажает реальность, заменяя образ импульсивных и неорганизованных родителей образом хороших родителей, которые наказывают его только тогда, когда он этого действительно заслуживает.
Фейрбейрн осознавал, что обделенные дети, с которыми плохо обращаются дома, вынуждены идти на такую психологическую подстановку из-за абсолютной зависимости от родителей, а также ввиду потребности в защите от такого опасного мира. Ребенку невыносимо признаваться себе в том, что его родители — непредсказуемые и жестокие люди, потому что такое признание обрекает его на жизнь в вечной тревоге и лишает контроля над происходящим. Дочь, к несчастью имеющая отца-садиста, переполненного ненавистью и жестокостью, который регулярно избивает ее, возвращаясь вечером пьяным из бара, никогда и мысли не допустит, что у нее плохой отец. Допусти она такую мысль, она поймет, что все ее будущее состоит из бесконечной череды оскорблений отцом, от которого она целиком и полностью зависит. Такое видение будущего слишком пугающе для любого ребенка, хотя именно в таких условиях приходится жить многим детям.
Выход из этой сложной ситуации можно найти, если придумать правдоподобную причину наказания — именно так и поступает бедная девочка. И причина эта должна быть такой — по крайней мере, в ее представлении, — чтобы в будущем можно было исправиться и избежать дальнейших наказаний. Например, она может убедить себя, что отец ударил ее или рассердился на нее из-за ее плохих отметок в школе, а может быть, потому, что ему приходится слишком долго будить ее с утра, или потому, что она дерзит ему за обедом. Парадоксально, но, обвиняя себя, она получает некое облегчение, потому что с ее родителей «снимается обвинение» в плохом обращении с ребенком. Ее моральная защита оправдывает нанесенные ей оскорбления и вносит упорядоченность в ее внутренний мир. И кроме того, она получает шанс исправиться и собственными усилиями избежать неприятностей в будущем. Перекладывая ответственность с родителей на себя, ребенок начинает лелеять спасительную мечту о том, что ситуацию можно исправить собственными силами. Все в ее руках, и она решает, что если она будет лучше вести себя за столом, более тщательно мыть посуду, получать в школе хорошие оценки, то мама и папа полюбят ее. С другой стороны, если она признает, что проблема кроется в самих родителях, то она окажется абсолютно не в силах что-либо изменить.
Такой защитный механизм дает ребенку одновременно и ощущение контроля за ситуацией, и утешительную мысль, что окружающий мир живет по определенным правилам. Наказания и равнодушие, с которыми ей приходится сталкиваться, считаются результатом ее плохого поведения, а не случайной прихотью ее маргинальных, бестолковых родителей. Если такой защитный механизм прочно укореняется еще в детстве, то он будет часто использоваться и во взрослом возрасте, чтобы легче было переживать отказы и пренебрежение со стороны других людей. Не удивительно, что механизм моральной защиты является одной из двух наиболее широко используемых тактик среди женщин, сталкивающихся с насилием в семье, которые находят удобное оправдание агрессии своих партнеров и продолжают жить с ними.