Формирование нормальной самооценки

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В главе 3 я описывал процесс самоидентификации ребенка как результат разнообразных, хороших и плохих, реакций родителей на его действия. Я немного усложню мое предыдущее объяснение и добавлю, что вначале в ребенке развивается несколько «маленьких» Я, которые затем сливаются в цельную согласованную самооценку. Любое взаимодействие с родителями изначально формирует небольшой фрагмент самосознания во внутреннем мире ребенка. Такое представление этого процесса может показаться странным, но нужно учитывать, что, пройдя весьма короткий жизненный путь, ребенок не может развить достаточно устойчивое осознание себя как личности, которая остается постоянной изо дня в день. Не имея такого прочного фундамента, ребенок формирует свое новое Я при каждом взаимодействии с родителями. Эти маленькие фрагменты самосознания возникают в ответ на различные категории поведения отца или матери. Когда условия, в которых воспитывается и развивается ребенок, благоприятны, он получает все, что ему нужно, без особых огорчений. Постоянство родительского внимания способствует формированию множества сходных фрагментов «хорошего» Я, которые благодаря своей схожести легко объединяются в цельное самосознание ребенка. Ребенок хранит достаточно позитивных воспоминаний, и в результате он учится доверять, надеяться и контролировать свое поведение с целью доставить родителям удовольствие.

Непостоянство родительского внимания, напротив, замедляет формирование единого самосознания; чем сильнее отличается эмоциональная окраска фрагментов самосознания, тем сложнее ребенку соединить их в одно целое. Родители, склонные к непредсказуемому и противоречивому поведению, формируют в своем ребенке огромное количество совершенно разных, иногда прямо противоположных, фрагментов самосознания. Эти фрагменты могут быть наполнены страхом, смущением или яростью — и все эти чувства адресованы одному и тому же человеку. Эти фрагменты несопоставимы и слишком противоречивы, чтобы сложиться в один стройный образ.

Сформированное при благоприятных условиях Эго ребенка -это почти всегда полностью «хорошее» Я. Процесс интеграции образа матери, доставляющей удовольствие, с воспоминаниями о той части материнского образа, который приносит огорчения, проходит безболезненно и незаметно. Таким образом, разделение образа родителя на полностью «плохого» или полностью «хорошего», являющееся нормой в раннем детстве, постепенно уступает место интегрированному образу родителя. Даже при наиболее благоприятных условиях у ребенка так или иначе сохранится некоторое количество воспоминаний об огорчениях или злости, вызванных действиями матери. Как я уже говорил, интеграция двух отдельных образов родителя происходит очень плавно, когда хорошие воспоминания значительно перевешивают воспоминания грустные, поскольку ребенку легко справиться с несколькими негативными фрагментами, если они — лишь капля в море позитивных впечатлений. По завершении этого процесса ребенок уже готов к постоянству объекта, которое определяется как способность удерживать в сознании основной образ матери (или другого человека), даже если в данный момент она сердится на ребенка. То есть ребенок, достигший осознания постоянства объекта, способен помнить, что мать действительно любит его, несмотря на временное отсутствие добрых отношений между ними.





1 Comments

Комментарий к статье