Моральная защита является когнитивной по сути, поскольку ищет логическое объяснение жестокому обращению, которое приходится сносить несчастной женщине. Второй защитный механизм был обнаружен Фейрбейрном и назван расщеплением; он действует на более глубоком уровне, чем моральная зашита, и позволяет женщине-жертве решить непростую задачу и остаться-таки со своим обидчиком, изменив саму структуру своего Эго. Защитный механизм, затрагивающий структуру Эго, может использоваться как мужчинами, так и женщинами, что было показано на примере Сэма, тираничного мужа, который не мог интегрировать два образа своей жены в единое целое. Когда она его расстраивала, что случалось довольно часто, принимая во внимание его инфантильные требования, Сэм видел в ней лишь отталкивающую сторону, и такое представление о ней вполне оправдывало (в его понимании) ту агрессию, которую он изливал на нее. Когда Сэм злился, он не видел и не помнил никаких позитивных черт в своей жене. Расщепление — это абсолютная неспособность взрослого человека воспринимать своего партнера как носителя одновременно и позитивного, и негативного потенциала. Это единственный и самый важный механизм психологической защиты, действующий в пользу агрессора и потворствующий жестокости и насилию в отношении жертвы. Кроме того, он скрывает истинный облик агрессора от его жертвы, таким образом играя ключевую роль в мотивации возвращения жертвы к издевающемуся над ней партнеру.
Фейрбейрн первым из теоретиков психоанализа дал описание расщепления в том виде, в котором эта концепция используется по сей день. Вначале его воззрения находились под влиянием Мелани Кляйн, проявлявшей лояльность по отношению к учению Фрейда и особо подчеркивавшей «инстинктивную» ненависть и деструктивность ребенка по отношению к родителям. Кляйн считала, что дети могут контролировать свой биологически обоснованный гнев, «отщепляя» его от чувства любви к родителям. Хотя Фейрбейрн и не признавал концепцию врожденной агрессивности, но его глубоко задела идея М. Кляйн о важности расщепления внутреннего мира ребенка. Впечатляющие примеры расщепления он ежедневно наблюдал у брошенных и обделенных детей из приюта, разлученных со своими родителями. Он заметил, что эти несчастные дети имеют два совершенно не связанных друг с другом, противоположных образа родителей в независимых, «герметичных» отсеках своего Эго, которые по очереди управляют их сознанием. Он обнаружил, что эти два отдельных состояния Эго защищают ребенка от воспоминаний о жестокости или пренебрежении со стороны родителей, когда он находится под властью «другого» состояния Эго.
Состояние Эго определяется тремя компонентами:
- объект,
- связанная с ним эмоция и
- самооценка ребенка как реакция на событие.
В результате расщепления Эго ребенка делится на два отдельных состояния, в каждом из которых содержится самооценка и образ объекта. Эмоция, связывающая Я с объектом в одном состоянии, прямо противоположна чувствам, испытываемым в другом состоянии. Проще говоря, первое состояние Эго — «хорошее», в котором родитель добр и воспринимается как хороший объект. «Хороший» родитель связан чувством любви с «хорошим» Я ребенка. Второе состояние Эго — «плохое», родитель воспринимается как отвергающий и отказывающий в удовлетворении потребностей. В таких условиях ребенок воспринимает себя как «плохого», и связующим чувством в таком случае является злость и враждебность. В каждый момент времени доминирует только одно состояние Эго, второе — противоположное — подавляется. Например, ребенок, вернувшийся из школы под влиянием второго состояния, будет чувствовать себя крайне некомфортно, если, войдя в дом, ощутит себя «плохим» и связанным с отвергающей или жестокой матерью. Ему придется хорошенько постараться и задвинуть подальше такое представление о себе и о матери. Чтобы сохранить привязанность к матери, механизм расщепления автоматически «скроет» от ребенка все, что не вписывается в представление об «идеально хорошей» матери, и одновременно «отключит» состояние Эго, в котором «плохое» Я соответствует расстраивающему объекту. Состояние Эго, в котором «все плохо», крайне разрушительно для отношений зависимости, и ребенок (подсознательно) будет стремиться переключить свой гнев на более нейтральные объекты, например, на учителей в школе. Перед тем, как приступить к подробному обсуждению механизма расщепления, необходимо ознакомиться с процессами, при которых происходит формирование самооценки у детей при благополучных обстоятельствах.