Перед тем, как коснуться специфических характеристик патологий характера, я считаю очень важным упомянуть о двух основных «стилях» проявления этих патологий. Для простоты назовем один из стилей независимым шаблоном поведения, а другой — зависимым шаблоном поведения. Конечно, из общего правила существует множество исключений, но, по моим оценкам, 70% мужчин с патологиями характера используют независимый шаблон, и, соответственно, 70% женщин с аналогичными патологиями используют зависимый шаблон поведения.
Удивительным образом взрослые люди с патологиями характера, действующие по независимому шаблону, зачастую кажутся полной противоположностью тех, кто использует зависимый шаблон, несмотря на то что оба они страдают одним и тем же видом расстройства. «Независимые» имеют тенденцию преувеличивать уверенность в себе, в собственных силах и, что наиболее важно, усиленно отрицать потребность в других людях. Главным различием этих шаблонов является способность «независимых» подавлять все внешние проявления своей огромной потребности быть зависимыми. Они производят такое впечатление, будто способны обходиться без других людей хоть всю жизнь. Личности же, использующие зависимый шаблон, оставшись без партнера, наоборот, доходят до крайнего психологического истощения. Мужчины, использующие независимый шаблон, могут жить сами по себе, демонстрировать безрассудное или, по крайней мере, вызывающее поведение, и для многих женщин такие партнеры считаются в высшей степени желанным приобретением. Многие мужчины (но не все), использующие независимый шаблон, тратят поразительно много времени и сил на то, чтобы повысить свою привлекательность, занимаясь спортом или покупая себе дорогую одежду и балуя себя прочими модными игрушками, включая эксклюзивные автомобили и дорогие тренажеры. Несмотря на свою располагающую внешность, в отношениях с женщинами такие мужчины ведут себя эгоистично и жестоко.
Некоторые женщины также используют независимый шаблон. Они тоже выглядят чрезвычайно привлекательно, и зачастую не связаны узами брака; некоторые увлекаются спортом, другие же всю свою энергию отдают работе. Многие из женщин, живущих по независимому шаблону, занимают высокие посты, подразумевающие большую ответственность. Чуть ниже я изложу историю Джун, исполнительного директора на телевидении. С точки зрения диагноза, личности, использующие независимый шаблон, обычно подпадают под классификацию нарциссического расстройства личности, потому что их поведение эгоцентрично и надменно. Нарциссическая личность может быть определена как независимый вариант пограничного расстройства личности. Зависимый шаблон поведения является почти полной противоположностью независимого. Женщины, использующие в своем поведении зависимый шаблон, кажутся одинокими, отчаявшимися и полностью зависящими от других людей. Когда в их жизни появляется мужчина, они могут оставить собственные интересы и жить интересами своего партнера. Как правило, женщины, использующие в отношениях с мужчиной зависимый шаблон, растворяют собственное слабое Я в псевдосиле своего партнера. Это относится также и к зависимому поведению у мужчин, как в примере с Джоном, мебельным мастером, случай которого я описал во вступлении. Он отрекся от собственных предпочтений, забросил профессию, забыл свои увлечения и всякий раз принимал образ жизни и правила того мира, в котором жила его партнерша.
Несмотря на нескрываемую потребность в партнере, женщины, использующие зависимый шаблон, часто испытывают трудно сти в выборе подходящей пары. Если, например, у зависимой женщины завязываются отношения с благополучным мужчиной, проблемы, скорее всего, не заставят себя ждать. Женщина с расстройством личности по зависимому шаблону будет жить в страхе, что ее «нормальный» партнер обнаружит, насколько слабой и неуверенной она себя чувствует на самом деле. Она попытается скрыть свою ненадежность, свою неспособность контролировать колебания настроения и прочие формы вызывающего поведения. Как ни удивительно, шансы на создание «удачного» союза (если я имею право использовать данную формулировку в описании характерологических отношений) значительно возрастут, если она найдет мужчину с патологией характера, который бы использовал типично мужской шаблон поведения. И происходит это потому, что ее партнер, имеющий аналогичное расстройство, сможет адекватно воспринимать ее причуды, и ей не придется жить в постоянном страхе, что может раскрыться ее подлинная натура.
Внешние проявления обманчивы, и эти два кажущиеся прямо противоположными шаблона имеют гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Присмотревшись внимательнее, мы обнаружим, что наш сверхнезависимый мужчина по уши застрял в неудовлетворенной в детстве потребности от кого-то зависеть, но он изо всех сил старается держать эту потребность в узде. Если вполне благополучная и хорошо устроенная в жизни женщина на свою беду рискнет начать отношения с подобным мужчиной, она очень скоро поймет, каким тираничным и требовательным он может быть. Он выжмет из нее все соки, добиваясь удовлетворения своих желаний, а потом бросит. У людей с независимым шаблоном, страдающих этим видом расстройства, наблюдается гораздо большая степень контроля над внешними проявлениями неудовлетворенных детских потребностей; но, так или иначе, они все равно существуют, и они так же сильны, как и у тех мужчин и женщин, которые выбирают зависимую линию поведения. «Независимые» мужчины, в отличие от «независимых» женщин, отличаются большей степенью агрессии, которую они применяют для того, чтобы заставить своих партнерш выполнять их прихоти. Как правило, они требуют немедленного удовлетворения своих желаний, и, как мы сможем убедиться при рассмотрении синдрома побоев, многие прибегают к насилию, если их спутница оказывается не в состоянии исполнить их бессмысленные или всевозрастающие требования. Несмотря на то, что большинство мужчин с патологиями характера используют независимый шаблон поведения, тогда как большинство женщин с аналогичными расстройствами более комфортно чувствуют себя в рамках зависимого шаблона, конечно, существуют исключения, как, например, уже упоминавшийся Джон, мужчина, живущий по зависимому шаблону, насильно втянутый в коневодческий бизнес своей подруги. Теперь я расскажу историю Джун, женщины, живущей по независимому шаблону и являющейся его полной противоположностью:
Джун заставил обратиться к психоаналитику ее терапевт, лечивший ее от серьезного физического недуга, вызванного постоянным переутомлением на работе и истощением. На первый сеанс психотерапии Джун явилась с тремя книгами по психопатологии. Вместо того, чтобы рассказать о своих проблемах, она задала мне несколько узкоспециальных вопросов, которые должны были помочь ей поставить себе диагноз самостоятельно. Наш сеанс постоянно прерывался писком ее пейджера, и больше всего ее волновало, где в нашем здании находится телефон, которым можно будет немедленно воспользоваться по окончании сеанса. Джун рассказывала свою историю очень торопливо и небрежно, как будто физический недуг, которым она сейчас страдала, и ее появление в моем кабинете были просто досадными пустяками, мешающими ее деловым планам. Сразу после окончания школы она начала работать на местном телевидении, где вела прогноз погоды. Ее прекрасные внешние данные, уверенность в себе, ее неприкрытые амбиции вскоре помогли ей подняться в должности — сначала до ведущей новостей, а потом менеджера в отделе рекламы. Ей нравилось наблюдать за работой инженера в студии, и он, заметив ее интерес, предложил объяснить техническую сторону телевещания, в итоге она получила лицензию Федеральной комиссии связи (FCC) на радио- и телевещание. Ее работоспособность не знала границ, и она с удовольствием выполняла обязанности других сотрудников, которые отсутствовали по болезни или были в отпуске, умея за рекордно короткое время разобраться в их задачах. Как выяснилось, работоспособность Джун была эквивалентна ее жажде власти и контроля надо всем и вся, и всю свою жизнь она превратила в корпорацию, состоящую из одного человека. Ее действия подчинялись одному принципу — всего должно быть больше: больше информации, больше успеха, больше власти, больше денег. Жила она чрезвычайно скромно, вкладывая свои средства в покупку акций телекомпании, пока практически вся компания не стала принадлежать ей. Свои выходные она посвящала получению высшего образования, которое в молодости пришлось отложить из-за ее бурно развивавшегося бизнеса, а также написанию сценариев и съемке рекламных роликов для местных компаний. В ее межличностных отношениях царил полный хаос, а большинство ее социальных контактов имели чисто деловой характер. Она рассказала, что в данное время живет с мужчиной, которого считает ленивым и который часто отказывается выполнять ее требования. Более того, она пожаловалась, что многие из ее сотрудников тоже не согласны с ее требованиями, но она не догадывалась, что ее бескомпромиссная натура и являлась причиной пассивного сопротивления окружающих. Из ее рассказа следовало, что в ее жизни это уже не первый мужчина, который не соответствовал ее «темпу». Джун никогда не чувствовала себя покинутой, хотя признавала себя одинокой; ощущение брошенности поглощалось неистовым бурлением ее жизни.