X

Выводы

В этой главе мы познакомились с формами вызывающего поведения, являющегося следствием незрелости Эго и проблем с самоидентификацией. Я постарался показать, как проблемы в структуре Эго, включая слабую дифференциацию, недостаток позитивных интроекций, неспособность интегрировать плохой и хороший объекты в единый образ, проявляются в поведении человека. Сценарий жестокости развивается в контексте множества других проблем, и все они коренятся в дефектной структуре личности участников драмы.

В начале главы мы рассмотрели независимый и зависимый шаблоны поведения, усваиваемые большинством людей с патологиями характера. Эти роли сильно отличаются по своим внешним проявлениям, но понимание внутренней динамики обнаруживает их сходство. Интересно, что оба шаблона поведения, независимый и зависимый, могут использоваться обоими полами, хотя большинство мужчин придерживается независимой линии поведения, а большинство женщин используют зависимый стиль. Затем мы познакомились с четырьмя основными категориями доступного для наблюдения характерологического поведения, начиная с низкой толерантности к раздражителям. Эта поведенческая категория подразумевает неспособность «переваривать» тревожность и хаос внутреннего мира, вынуждая сбрасывать напряжение через вызывающее поведение. Недостаток позитивных интроекций вместе с неверием в межличностные отношения толкает на поиски замещающих удовольствий. Второй признак патологии характера формулируется весьма политкорректно, потому что многим людям придется не по душе, если их обвинят в полном отсутствии эмоциональной привязанности к членам семьи, включая родных детей. Этот печальный факт является наследием эмоционального одиночества, испытанного в детстве. Третьим очевидным признаком расстройства личности является болезненная зависимость от окружа

ющих, вызванная то ли отсутствием стабильной самоидентификации, то ли недостатком интроекций для самоуспокоения. На самом деле, большинство людей, использующих зависимый шаблон поведения, страдают от слабой самоидентификации по вине нашей культуры, способствующей тому, что «независимые» личности могут идентифицировать себя со своей профессией или организацией. Но в то же время «независимые» часто страдают от неспособности самостоятельно успокаиваться и восстанавливать самооценку. В этом деле они полностью зависимы от партнеров, и только с посторонней помощью возможно дальнейшее функционирование их внутреннего мира. К четвертой категория относится поведение, движимое чувством стыда; оно проявляется в крайней настороженности и готовности обороняться, а также неспособности справляться с обычными жизненными обязанностями. В основе всех этих категорий лежит дисфункция Эго; эти поведенческие признаки можно наблюдать у всех участников драмы насилия в семье. В следующей главе мы рассмотрим два основных защитных механизма, применяемых в диаде «агрессор — жертва».

Natali: