X

Предисловие

Кто автор этой истории?

Однажды посетитель выставки тренинговых услуг спросил меня, как импровизация может помочь ему стать более успешным тренером. Так как я предпочитаю действовать, а не рассказывать, то я спросил у него, не хочет ли он проверить это на себе. Он согласился. Мы вместе сочинили рассказ о корабле. Работали по простой схеме: каждый по очереди произносил одно слово, в результате чего возникла история. У нас получился рассказ о путешествии, в котором корабль и его команда уцелели после шторма и нападения пиратов.

Примерно через две минуты после того, как рассказ завершился, мой гость спросил: «А кто же автор этой истории?» Вместе мы нашли ответ: иногда он лидировал, а иногда следовал за мной. Таким образом, он многое уяснил для себя по поводу принятия и передачи ответственности. Основываясь на опыте сочинения рассказа, мы обсудили навыки лидерства. Он признал, что для тренеров в этом есть много полезного, и предложил себя в качестве издателя.

Эта книга является прямым следствием той встречи. Ее происхождением я также обязан тренингу по управлению на Би-би-си пятью годами раньше, где участникам предлагалось выступить в роли ведущего тренера в течение одного дня и поделиться своими навыками друг с другом.

Комедия

Работая главным продюсером Лайт Интертейнмент (Light Entertainment), выпускающим комедии и радиовикторины для радиовещательной сети Би-би-си на протяжении нескольких лет, я также преподавал драматическое искусство и импровизацию исполнителям, выступавшим в театре, на радио и на телевидении. Я понимал, что некоторые методики и умения могут представлять интерес и для людей других специальностей, так как я сам научился им, будучи простым любителем. Я также знал, что применять эти навыки на практике было настоящим удовольствием. Сущность импровизации — спонтанность, а спонтанность обычно рождает смех.

Поэтому я организовал семинар для группы работников Би-би-си, состоящей из менеджеров по распределению, художников-оформите

лей, бухгалтеров и продюсеров. Мы использовали разогревающие техники, групповые упражнения на сплочение команды, игры на доверие и ролевые игры, многие из которых были хорошо знакомы студентам театральных академий, но оказались откровением для менеджеров среднего звена компании Би-би-си.

Эти упражнения были не только интересными и увлекательными, но и оказались полезными. Было очевидно, что эти занятия стали для менеджеров новым и интересным этапом в развитии их представительских качеств, навыков работы в команде и повышения коммуникативной компетентности. Пришло время совместить Станиславского и Чарльза Хэнди.

С тех пор я разработал техники репетиции, выступления перед публикой и импровизации и применял их в работе со множеством организаций. Кроме драматического искусства, я также черпаю вдохновение из других источников, включающих метод ускоренного обучения, НЛП (нейро-лингвистическое программирование), технику Александера, спортивную психологию и книги многих теоретиков и практиков на тему управления.

Контекст для импровизации

Книга «Импровизация в тренинге» предполагает использование обучающих контекстов во всем их многообразии. Мой собственный опыт преподавания варьируется от часовых семинаров по мотивации, семинаров на неполный день по формированию команды и однодневных тренингов по продажам до недельных семинаров по изменению стиля руководства. Некоторые программы тренинга продолжались в течение двух или трех лет.

Практически в любую встречу можно внести вдохновение. Мы всегда способны слушать, сопереживать и оказывать поддержку. При этом могут обучаться обе стороны. Тренингом может называться любой опыт, в котором мы намеренно создаем условия для возможного научения.

Многие компании требуют большей гибкости от своих сотрудников, и практически каждый человек может оказаться в ситуации, где ему нужно будет что-то организовать, представить, фасилитировать, быть чьим-то наставником, тренером или инструктором. Принципы, изложенные в этой книге, могут быть полезными для любого человека, оказавшегося в подобных обстоятельствах, и могут применяться как тренерами, постоянно работающими в организации, так и приглашенными консультантами. Цель книги — помочь тренерам развить про

фессионально важные качества, а это — качества, способствующие на-учению участников тренинга.

Какая бы цепь событий ни привела к созданию тренинговой программы, всегда остается возможность для достижения еще большего удовлетворения от тренинга и еще большей эффективности. Вне зависимости от того, предпочитаете ли вы пустые или оборудованные по последнему слову техники помещения, занятия в помещении или на свежем воздухе, самоуправляемые занятия с неизвестным заранее результатом или сжатые квалификационные модули, проходящие непосредственно в рабочем цехе или в зале для заседаний, вы все равно сможете усовершенствовать их, используя указания, которые изложены в этой книге. Вы найдете в книге «Импровизация в тренинге» полезный инструментарий и необходимые комментарии.

Если вам будет необходимо выйти за рамки материала, изложенного в этой книге, то вы без труда сможете адаптировать упражнения и методики для своих собственных целей. В любом случае основная задача — добиться того, чтобы те знания, которыми вы обладаете, служили на благо вам и участникам ваших тренингов.

Предисловие к изданию в мягкой обложке

Настоящее издание содержит ряд важных изменений.

Первое из них — новое название: «Импровизация в тренинге». Данное название хорошо передает сущность того, что делают любимые мной практики, и это то, к чему стремлюсь я сам, когда разрабатываю и провожу тренинги. Я хотел бы, чтобы вы испытали такое же вдохновение и так же смогли импровизировать, используя идеи и методы, описанные в этой книге.

Я упорядочил текст с тем, чтобы убедиться, что все идеи изложены доходчиво и понятны любому человеку, занимающемуся тренингом, фасилитацией или ведением групп, в которых имеет место обучение. В конце каждой главы вы сможете найти методические рекомендации, содержащие самые важные идеи и практические советы, имеющие отношение к данной главе или тематическому разделу.

Но изменений в книге все же меньше, чем мы ожидали три года спустя после ее первого издания. Модные направления в тренинге могут изменяться довольно быстро, однако основные принципы остаются неизменными, даже с появлением таких радикальных новшеств, как компьютеризированный тренинг. Я рад, что было сохранено все содержание оригинального произведения Impro Learning, и я хотел бы поблагодарить всех литературных обозревателей, которые дали письменную оценку книги, и всех ее покупателей, которые также оценили ее достоинства. Я надеюсь, что еще многие получат удовольствие от издания этой книги в мягкой обложке.

admin: