X

Квалифицированные «имитаторы»

Мне кажется, что все мы являемся квалифицированными имитаторами. Как тренер, вы без труда можете с успехом воспроизвести модель поведения и качества, которые вы хотите продемонстрировать, так как вы уже знакомы с ними и, несомненно, с успехом используете их во многих сферах вашей жизни. Участники семинара также привыкли обучаться путем наблюдения и копирования моделей поведения.

Мы можем продемонстрировать наше мастерство в копировании моделей поведения в упражнении под названием «Давайте все будем…», которое разработано специально для того, чтобы выявить паши подлинные способности и, основываясь на этом, подтолкнуть нас к использованию своего воображения.

Вдохновение приводит к игре воображения. Мы можем представить себя в роли чемпионов, героев, экспертов или в любой другой роли. Мы видели, как другие делали это, и в следующий раз мы сами можем оказаться на их месте.

Это один из способов подготовки актера к исполнению роли. Актер обладает потрясающей способностью проникновения в суть вещей, он получает возможность изнутри ощущать то, что делает его персонаж, и хорошо представляет себе, что значит быть этим человеком. В нашей жизни мы можем, играя, становиться экспертом, менеджером, продавцом и т. д. Если наше поведение неотличимо от настоящего по ряду необходимых признаков, то можно говорить о том, что мы перестали играть и вжились в роль.

Игра «Давайте все будем…» рассчитана на любое количество участников без ограничения. Она может использоваться для воспроизведения ситуации настоящей гражданской войны, если в этом есть необходимость.

Она также используется в качестве:

  • «разогревающего» упражнения для повышения тонуса;
  • средства интеграции при формировании команды;
  • средства стимуляции воображения.

УПРАЖНЕНИЕ «ДАВАЙТЕ ВСЕ БУДЕМ…»

Инструкция: «Мы собираемся выполнить следующее упражнение, и каждый может в нем поучаствовать».

Любой участник может сказать: «Я знаю».

Когда кто-то говорит «Я знаю», все остальные спрашивают: «Что?»

Человек, который сказал «Я знаю», теперь говорит: «Давайте все будем…» и заканчивает предложение существительным или фразой по своему выбору, например, «Давайте все будем слонами» или «Давайте все будем самолетами».

На это все отвечают «Да, давайте все будем слонами» (или самолетами, или чем бы то ни было предложено).

Все члены группы, включая того, кто предлагал, переходят затем в данную форму существования. Если это слоны, то они шагают тяжело, возможно, имитируя движения хобота. Если это самолеты, они имитируют полет. Если это бухгалтеры, то может произойти все что угодно. Действие продолжается до тех пор, пока кто-то другой не скажет: «Я знаю».

Повторяющийся процесс в этом упражнении представляет структуру, внутри которой участники имеют большую степень свободы. Может быть сделано любое предложение. Все исполнительские трактовки исходят от участников.

Во время проведения игры «Давайте все будем…» в неопытной группе вам, возможно, придется где-то вначале предложить несколько вариантов продолжения фразы «Я знаю», чтобы задать диапазон возможностей: «Давайте все будем наркоторговцами», «Давайте все будем гимнастами», «Давайте все будем сражаться в американской

Гражданской войне»; при этом следует быстро переключаться от одного задания к другому, чтобы поддерживать энергию и энтузиазм.

Время, затраченное группой на каждый отрезок игры, может быть абсолютно разным. Более опытные тренеры могут дольше исследовать одно ролевое предложение и, таким образом, изучить его в более полном объеме. Самые интересные ролевые предложения могут занимать участников достаточно долго, предоставляя им полную свободу действий в исследовании того, что значит быть, например, политиком, молекулами ядерного реактора или французскими рыбаками. Менее искушенным или опытным группам может потребоваться время для того, чтобы выработать навык игры; необходимо поддерживать их интерес до тех пор, пока игра не минует разогревающую фазу.

Тренер как пример для студентов

Существуют определенные ограничения в использовании имитации. В то время как поведение может быть скопировано, сущность артистизма или лидерства всегда будет более трудноуловимой. Искусство — это не техника. Ситуации постоянно меняются, и то, что получается у одного человека в определенных обстоятельствах, не может быть автоматически перенесено на другую ситуацию. Джеймс П. Карс (Carse, 1986) писал: «Человек не становится артистом, приобретая определенные навыки и техники, несмотря на то, что человек может использовать любое количество умений и техник в артистической деятельности. Творчество же пробуждается в каждом, кто готов к неожиданностям».

Тренер, таким образом, является моделью определенных качеств и вариантов поведения, которые оказываются особенно существенными для «более мягких» обучающих программ. В рамках некоторых программ мы можем обучать непосредственно имитации поведения как технике или навыку.

Возможно, мы можем противопоставить «тренеру-как-модели» «тренера-как-управляющего-толпой». Последний, скажем, учитель в школе для трудных подростков или тренер в недоброжелательной организации со скептически настроенным персоналом, предполагает, что главной задачей (или трудностью) их работы является поддержание порядка. Следовательно, именно на это они и тратят свое время. Тренер, действующий как модель, напротив, предполагает, что все собрались на семинар для того, чтобы учиться, и продолжает учить, подавать пример и фасилитировать, как и предписывает его роль, и пускает развитие отношений в группе на самотек.

Осознание тренером своей роли как модели оставляет участникам больше пространства для собственных открытий посредством эксперимента и игр. Эта свобода в сочетании с лучшими элементами традиционного тренинга — мастер-класса создает необходимые условия для успешной работы участников во время и по завершении тренинга.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Знание во всех областях — преимущество любого тренера. Но эти знания будут вам полезны только в том случае, если вы способны их передать.
  • Помните о ваших возможностях и развивайте именно ваши тренерские способности.
  • Оставьте себе необходимое время для размышления и анализа ситуации до начала и в ходе семинара.
  • Задавайте и поощряйте вопросы.
  • Не забывайте об эмпатии и сдержанности, чтобы оказаться в наиболее выгодной позиции для авторитетного ответа группе.
admin: