Игра в «лучшее и худшее»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Это упражнение исследует возможности группы и хорошо подходит для самых разнообразных программ. Оно включает в себя:

  • воспоминание;
  • исследование случаев из реальной жизни;
  • шанс оставить позади неудачный опыт;
  • извлечение из реального опыта важных для обучения моментов;
  • возможности индивидуального роста.

УПРАЖНЕНИЕ ЛУЧШЕЕ И ХУДШЕЕ

Попросите участников вспомнить свой самый негативный опыт, связанный с предметом семинара. Например, самый неприятный случай, когда они получали указания, ими руководили, они были членами одной команды или участвовали в переговорах.

Упражнение обычно начинается с чьей-нибудь шутки: «Какой из случаев выбрать?» Через несколько секунд у каждого участника будет готов пример. Если у кого-то возникли трудности, предложите им выбрать самый худший случай из произошедших на работе, в клубе или организации, к которой они принадлежат, или вспомнить случай из детства. Они должны выбрать либо один яркий случай, либо какой-то промежуток времени.

Во избежание конфликтов попросите участников избегать использования примеров, которые могут негативно повлиять на кого-то из присутствующих. Обсуждение ситуации выйдет за рамки обучения, если окажется, что образец самого скверного менеджмента сидит рядом с вами в тот момент, когда вы описываете свои злоключения. Попросите каждого кратко описать свой наихудший опыт. Если позволяет время, они могут описать этой случай всей группе. При более плотном расписании разделите участников на малые группы или лары.

Фасилитатор (или участники в других вариантах игры) делает записи, выделяя те элементы, которые сделали этот случай наихудшим, и составляет список последствий. Если вы не уверены в том, что следует записать, спросите рассказчика: «Что именно в этом случае сделало его самым худшим в вашей жизни?»

Наихудший пример лидерства — флипчарт:
Действия Последствия
Предоставление намеренно ложной информации Все пошло не так, потеря работы
Деспотичный босс, отсутствие консультаций Бездействие
Менеджер злоупотребил доверием Чувство обиды

Если вы ощущаете, что атмосфера накаляется по мере того, как эмоции, ассоциируемые с этими происшествиями, вызываются из памяти и вновь овладевают участниками, расскажите о том, что неприятные события в прошлом даже сейчас могут вызывать у нас неприятные ощущения. Добавьте, что, к счастью, мы можем извлекать из прошлого уроки и говорить себе: «Вот как не следует поступать». Мы можем предвидеть реакцию наших коллег, если мы поступим с ними так же, как когда-то поступили с нами.

Вы можете также упомянуть о том, что мы зачастую придерживаемся неэтичных способов поведения, потому что имеем тенденцию колировать то, что было сделано по отношению к нам, до тех лор, пока не примем сознательное решение поступать по-другому. Например, будучи родителями, мы инстинктивно ведем себя со своими детьми так же, как наши собственные родители вели себя с нами. Если они шлепали нас, мы шлепаем своих детей. Другая возможность — протестовать против такого образа действий и поступать противоположным образом. Подобный «реактивный родительский стиль» по

своему ставит нас в такую же зависимость, как и прямое копирование. Только третий путь, на котором вы осознаете то, как поступали с вами, понимаете, что у вас есть возможность пересмотреть этот стиль поведения, и используете свой шанс это сделать, разбивает порочный круг.

Объясните, что, выполняя это упражнение, мы не только можем извлечь урок из неприятных воспоминаний, но и имеем шанс избавиться от них. Простой рассказ о них может помочь нам в этом. Вы можете даже создать символическую корзину для мусора — предложите участникам разорвать свои записи и походить по ним ногами или же использовать двигательное упражнение для того, чтобы трансформировать старую энергию. Как говорится, стряхните это с себя. Часто результаты этих действий оказываются приятной неожиданностью для участников, подготавливая их к выполнению следующей части упражнения.

Продолжение ниже

Самый лучший опыт

Если позволяет время, то предпочтительно провести вторую часть упражнения не в парах, а во всей группе. Отдавая предпочтение «самому лучшему опыту», давая участникам возможность полностью выслушать рассказ о нем, мы настраиваем их на то, что подобный опыт — именно то, к чему мы стремимся.

УПРАЖНЕНИЕ

Попросите участников вспомнить свой самый позитивный опыт, вновь обратившись к своей памяти в поисках случая или периода своей жизни, когда они находились под чьим-то руководством, были членами команды или участвовали в процессе переговоров. Как и раньше, примеры могут относиться к любым ситуациям на работе, в клубе, семейной жизни, к периоду обучения в школе или университете. Значение имеют только действия и их результаты, которые почувствовали участники.

В группе британских менеджеров кто-нибудь обязательно заметит, что было проще вспомнить неприятные ситуации, чем что-то хорошее. Попросите каждого участника рассказать группе о своем самом положительном опыте и вписать ключевое слово или фразу в общий список. Если вы приводили примеры ключевых слов, иллюстрирующих отрицательный опыт, то будет уместно дать каждому участнику листок бумаги, дающий представление о том, что такое положительный опыт. Это даст участникам возможность своевременно выступить перед публикой, так как они обычно хорошо чувствуют себя в эти моменты, наслаждаясь ожившими воспоминаниями, и чаще всего выступают хорошо. Всегда имеет смысл воспользоваться возможностью, которая дает участнику шанс повысить уровень уверенности в себе за счет демонстрации умения спонтанно выступать перед аудиторией.

Общий список, составленный группой, обычно включает высказывания, которые можно интерпретировать либо как качества, либо как действия. Например, «доверие», «распределение обязанностей», «четкое взаимодействие», «высокие ожидания».

Мы можем быть охарактеризованы как люди, обладающие каким-то качеством, за счет того, что мы регулярно совершаем соответствующие действия. Если мы в течение какого-то времени будем демонстрировать доверие к людям, нас в конце концов назовут доверчивым. А как менеджеров, тренеров или руководителей нас скорее оценивают по нашим действиям, нежели по нашей профессиональной принадлежности.

Упражнение предоставляет прямое обоснованное доказательство тех принципов, которые действительно имеют место.

Ян Карлзон рассказывает о «позитивном опыте», связанном с передачей полномочий и проявлением спонтанности, который имел место непосредственно после всеобщих выборов. «Ни один учебник не расскажет вам, с какой речью следует обратиться к толпе бизнесменов в переполненном самолете, на следующее утро после победы социалистов. Но, взяв на себя ответственность за ситуацию, пилот в своей речи так охарактеризовал “момент истины”, что пассажиры вряд ли смогут ее забыть» (Carlzon, 1987).





Комментарий к статье