Детальность разработки программы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Существует большое различие между клиентами относительно того, насколько детальным должно быть описание программы. С одной стороны, заказ может быть сформулирован с крайней степенью неопределенности, например «подстегнуть команду наших агентов по продажам».

Другая крайность — список, включающий дюжину или более четко определенных профессиональных способностей и ожидаемых результатов работы, например, чтобы при следующей диагностике выяснилось, что участник повысил уровень своей профессиональной компетентности по каждому пункту. Что касается меня, я готов работать с любым из этих подходов, но только в том случае, если мы достигли договоренности (и подтвердили ее в письменной форме) относительно ожидаемых результатов, то есть сформулировали конкретные задачи программы тренинга.

Если ваш заказчик — хорошо организованный человек, то структура тренинга может соответствовать следующей модели.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТРЕНИНГУ

  • Определение цели
  • Оценка необходимых личных качеств/знаний.
  • Оценка существующих возможностей.
  • Устранение недостатков с помощью тренинга (текущего или дополнительного).
  • Оценка результатов тренинга с точки зрения достижения поставленных целей.

С другими клиентами стратегия может быть иной; возможно, вы будете руководствоваться распорядком дня участников, предпочтениями директора или же иными внешними обстоятельствами. Ваша программа от этого не потеряет ценности, но на превращение ее краткого описания в подробно разработанный план вам придется, скорее всего, потратить больше времени.

Очень полезным для вас может оказаться вопрос к заказчику тренинга о том, каких результатов участники хотели бы достичь по его завершении и отличаются ли эти результаты от тех, которые отвечают интересам организации. Я всегда объясняю, что курс будет успешным лишь в том случае, если в качестве возможных результатов участникам будет предложено нечто, имеющее ценность для них самих. В противном случае они будут участвовать в программе неохотно и вряд ли смогут вынести из нее что-то полезное для себя.

Самый простой способ получить список ожидаемых результатов — это попросить клиента от вашего имени узнать, чего хотят участники. Многие компании предварительно осуществляют эту процедуру в рамках анализа запроса на обучение. Своей просьбой вы можете подтолкнуть властного директора на проведение подобного исследования.

Однако будьте бдительны! Анализ запроса на обучение отличается недостаточной ясностью и точностью. Люди могут на словах декларировать определенные потребности, в реальности не стремясь к их удовлетворению. Может случиться так, что ко времени проведения тренинга потребность потеряет свою актуальность. Кроме того, потребности могут быть неправильно определены.

Тем не менее вы можете использовать результаты этого исследования с выгодой для себя. Неизбежная неопределенность в описании ожидаемых результатов означает, что в программе тренинга будет достаточно места для импровизации и она останется гибкой. Краткое описание программы имеет множество уровней интерпретации, а широта открывающихся возможностей вследствие некоторой неопределенности программы увеличивает шанс каждого участника получить то, что нужно именно ему, даже если его потребность и не будет сформулирована. Кстати, именно в этом и состоит принципиальное отличие компьютерных обучающих программ, строго придерживающихся учебного плана, от творческого тренинга личностного роста.

Импровизационный подход к тренингу, рамки которого не были заданы слишком четко, также делает более вероятным получение заказчиками и участниками неожиданных полезных результатов. Например, исходя из богатого опыта семинаров, выяснилось, что для организации полезно, если ее работники встречаются и знакомятся друг с другом в неформальной обстановке. Личные встречи сотрудников, которые до этого знали имена друг друга только по документам, скорее всего, незамедлительно улучшат взаимодействие между отделами организации. Для людей, о которых идет речь, ценность этого нового знакомства будет очевидна и, возможно, в скором времени станет таковой для организации. Кроме того, опытные коллеги могут неожиданно увидеть друг друга в новом свете: поскольку каждый из них в процессе семинара добивается определенных успехов, они начинают испытывать друг к другу уважение, что сможет улучшить их взаимоотношения, когда они вернутся на работу.

Все это, в какой-то степени, — очевидные дополнительные преимущества тренинга, так как в результате любого курса появляются дополнительные возможности для развития отдельных участников и их организаций. Оценка тренинговой программы должна учитывать эти скрытые преимущества и подразумевать некоторую субъективность. Ошибочно считать, что тренинг (или оценка любой другой человеческой деятельности) может быть сведен только к финансовым или математическим данным. Как сказал исследователь тренингов Эрик Янсен, «пусть будет легче сосчитать то, что важно, чем будет важным то, что можно сосчитать».

Спонтанная разработка программы тренинга

Тренер, уверенный в своих способностях, может продумать проект и кратко описать программу непосредственно во время разговора с заказчиком. Чтобы добиться оптимального результата, следует учесть некоторые моменты. Если сам клиент не упоминает о них, возьмите инициативу в свои руки и обязательно обсудите следующее:

  • продолжительность тренинга;
  • количество участников;
  • необходимые условия и оборудование;
  • стоимость тренинга;
  • способ оценки результатов тренинга.

Урегулирование этих моментов непосредственно в процессе разговора — хорошая практика для развития быстроты мышления. Вы уже имеете достаточный опыт для того, чтобы уметь определить примерные параметры тренинга. Скорее всего, вы сможете сразу же безошибочно справиться с этой задачей, и вам не придется использовать стандартный прием многих тренинговых компаний, который заключается в обещании дать ответ позже. Если же вы не полностью уверены в себе, вы можете сказать, что это лишь ваши предварительные соображения, а конкретный проект вы подготовите к следующей встрече. Если вы обсуждаете эти вопросы во время разработки проекта, у вас есть возможность обменяться идеями с вашим заказчиком. Помните, что вам в любом случае нужно будет представить проект или краткое описание программы в письменном виде; у вас будет возможность объяснить, почему вы изменили первоначальные предложения.





Комментарий к статье