X

Работа с пространством, статус тренера, значение улыбки

Мы можем усилить степень нашей уверенности, совершенствуя другие сферы внутренней подготовки. Я уже говорил о методе восприятия помещения как своего дома. Другой полезной идеей, связанной с пространством и помещением, будет восприятие пространства как принадлежащего вам, а не вашим подопечным. В этом случае вы сможете вести себя соответствующим образом. Вы можете пойти, куда вам захочется: у вас не будет необходимости скрываться за ближайшим столом или же агрессивно продвигаться вперед для обеспечения контакта с аудиторией.

Для тренера будет правильным найти и занять центральное место в помещении. Оно находится в зоне видимости наибольшего количества участников, недалеко от центральной линии помещения. Когда вы осознаете, что центральное место — ваше, мысленно повторяя: «Это принадлежит мне», вы свободны в выборе: находиться в этой зоне или покидать ее по своему желанию. Смена местоположения время от времени помогает удерживать внимание аудитории.

До тех пор пока ваши перемещения не отвлекают участников от того, что вы говорите или делаете, нет необходимости сохранять полную неподвижность. Многие курсы по презентации «связывают» оратору руки, не давая ему возможности расходовать энергию. Если вам нужно двигаться, двигайтесь.

Не следует, однако, звенеть монетами в кармане, поправлять очки каждые 40 секунд или бесконечно говорить «э-э-э». Любое повторяющееся действие, вероятно, привлечет внимание аудитории и будет отвлекать слушателей от восприятия того, о чем вы говорите. Для совершенствования себя как оратора старайтесь осознавать свои привычки путем самонаблюдения, наблюдения или записи на видео. Решение избавиться от привычки — весьма действенное средство. Иногда бывает полезно заменить отвлекающую привычку чем-то менее навязчивым. Например, если вы привыкли часто прочищать горло, попробуйте вместо этого делать глоток воды из стакана.

Если вы хотите поддержать свой высокий статус как оратора, избегайте коротких «э-э» в начале предложений. В своей классической книге Impro («Импро») Кит Джонстон (Johnstone, 1981), сравнивает короткое и длинное «Э-э»: «Короткое “Э-э” — это предложение другим перебить вас, а длинное “Э-э” как бы говорит: “Не перебивайте меня, несмотря на то, что я еще не придумал, что сказать”». Джонстон также отмечает, что вы поддерживаете внимание аудитории, если держите голову неподвижно и расслабляете ее, вращая ею или прикасаясь к ней пальцами. Обратная связь на семинарах по уверенному поведению обычно заканчивается обучением приемам того, как можно довести до совершенства то впечатление, которое вы производите. Эти приемы являются полезным дополнением вашим внутренним возможностям.

Говорите «Доброе утро», когда вы входите в аудиторию. Это переведет вас в режим говорения и растопит лед перед тем решающим моментом, когда все взгляды устремятся на вас и вам придется говорить, не имея даже возможности свободно двигаться. Я слышал, как ораторы произносят «Доброе утро» два или три раза, как если бы они здоровались с разными участниками или группами аудитории. Позже они объяснили, что были удивлены плохим качеством своих первых высказываний и хотели привести свой голос в форму перед началом выступления.

Во время взаимодействия аудитория, как правило, ожидает от оратора главенствующей позиции. Вы можете некстати попытаться проявить дружелюбие и растратить ваше ощущение уверенности, задавая слишком много вопросов, на которые вы рассчитываете получить ответ. Слушатели будут чувствовать себя неловко под натиском вопросов типа: «Теперь все довольны? Как вы успеваете? Готовы снова начать?» Если у вас есть искушение задавать вопросы, но вы не хотели бы начинать разговор с шуток, то старайтесь перевести любой вопрос, возникающий у вас в голове, в соответствующее утвердительное предложение: «Доброе утро, какая замечательная гостиница. Давайте начнем». Характерным вдохновляющим приемом будет рассказать историю, имеющую отношение к точке зрения предыдущего оратора или связанную с предыдущими событиями, что поможет вам выглядеть непосредственным и покажет, что вы активно участвовали в предшествующих событиях.

Устанавливая зрительный контакт с отдельными людьми из аудитории, вы передаете сообщение о том, что вы открыты к общению с ними и не находитесь в оборонительной позиции. Зрительный контакт должен варьироваться, и если вы не можете смотреть людям прямо в глаза, то смотрите немного выше уровня их глаз. Зрительный контакт редко выглядит естественным, поэтому старайтесь избегать «пулеметных очередей», глядя на ряд за рядом в прямой последовательности.

В больших аудиториях сохраняйте видимость зрительного контакта, переводя взгляд от одной группы к другой. Если на вас падает яркий свет, так что вы не можете видеть аудиторию, у студентов все же будет создаваться впечатление зрительного контакта, если вы будете смотреть в их направлении. Очень распространенной (и заманчивой!) ошибкой является попытка прикрыть глаза рукой, приговаривая: «Я ничего не вижу». Притворитесь, что видите.

Улыбка также может сыграть в вашу пользу. Постарайтесь создать внутри себя ощущение счастья и выразить его. Выражение лица влияет на наши чувства посредством неуловимой механики изменения объемов крови и высвобождения химических элементов в мозге.

Прекрасный способ быстро завоевать аудиторию — это заставить ее смеяться. Ссылка на что-то, что студенты только что слышали или видели, будет наиболее удачной и эффективной.

Я знаю некоторых тренеров, которые заставляют своих подопечных смеяться, не произнося ни единого слова. Их секрет в том, что непосредственно перед началом семинара они вспоминают последний случай, когда они безудержно смеялись. Они входят в аудиторию с таким joie de vivre, что студентам ничего не остается, как поверить в перспективу приятного, забавного семинара. Невозможно принудить к смеху. Также неблагоразумно стремиться к смеху за свой счет. Я слышал, как один оратор начал с вопроса: «Может ли кто-нибудь дать мне бутылку? Я только что потерял свою», что немедленно подорвало его авторитет в глазах аудитории.

Самым полезным ожиданием будет мысль о том, что аудитория хочет, чтобы вы преуспели, и с радостью примет все интересное, что вы естественно и искренно расскажете и представите.

Разминка

Многих ошибок, которые я наблюдал в работе тренеров-ораторов, можно было легко избежать, предварив выступление специальными разогревающими упражнениями. Атлеты и актеры делают разминку перед выступлением, иногда в течение часа или дольше. Тренеры обычно тратят много времени на то, чтобы подготовить записи и визуальные опоры, но находят странной саму идею затратить некоторое время на разминку. Тем не менее это необходимо, чтобы не производить впечатления больного или усталого человека во время выступления, не поправлять одежду и не прочищать горло на глазах у изумленной публики. Короткая разминка может создать цельный, энергичный образ оратора, готового воспользоваться преимуществами цепочки уверенности, с радостью появляющегося на сцене.

В главе 8 содержится дополнительная информация о разминках для тренеров и их групп. Выступая со сцены, следует обращать особое внимание на следующее.

  • Лицо: разомнитесь, уделяя особое внимание лицу, начиная с успокаивающего массажа висков и заканчивая стимулирующим массажем щек.
  • Рот: вообразите, что вы очень медленно жуете огромную, жесткую ириску для того, чтобы потренировать вашу челюсть. Примерно через минуту представьте себе, что вы закончили, но на зубах остались небольшие липкие кусочки, которые вам нужно убрать с помощью языка. Затем улыбнитесь, представив себя счастливым.
  • Руки: позвольте энергии свободно проходить через руки, встряхивайте ими, начиная от запястья в течение 30 секунд (повторить два раза). Чем быстрее вы трясете руками, тем лучше, поэтому стремитесь к тому, чтобы видеть лишь неясные очертания рук при выполнении этого упражнения.
  • Дыхание: вы можете дышать глубоко, чтобы успокоиться, или быстро. Дышите быстро и часто, чтобы привести себя в возбужденное состояние. Дышите в зависимости от своих потребностей, и какой бы способ дыхания вы не выбрали, используйте его для того, чтобы сконцентрироваться перед презентацией.
  • Голос: подготовка голоса немного сложнее, чем другая подготовка, осуществляемая перед лекцией. Если у вас есть такая возможность, то пение — наилучший способ подготовить голос для выступления.
  • Проверка перед зеркалом: перед началом семинара посмотритесь в зеркало. Вы убедитесь в том, что хорошо выглядите, и получите дополнительную возможность потренировать улыбку и подкорректировать любой элемент вашей внешности, который может умалить то впечатление, которое вы стремитесь произвести.

Стиль выступления оратора

Уверенность является важнейшим инструментом вдохновляющего тренинга в том смысле, что она дает тренеру возможность играть со всеми элементами презентации. Вы можете умышленно менять скорость работы. Вы можете отмечать отрицательные моменты и исключать их. Время также находится у вас под контролем. Вы можете создавать ритм и нарушать его, используя необычное распределение времени для того, чтобы поддерживать внимание аудитории и собственную работоспособность.

Делая тот или иной выбор, вы сможете расширить репертуар своих жестов и действий, выявляя те из них, которые наилучшим образом могут проиллюстрировать ваши слова. Сама необходимость выбора поддерживает вашу энергию и внимание к потребностям группы и делает успешным ваше выступление перед любой аудиторией.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Уверенность является основой вашего авторитета и доверия к вам как к тренеру
  • Уверенность — нечто, что вы можете иметь или чего вы можете достичь. Добиться ощущения уверенности — это навык, который вы можете развить в себе и в участниках семинара.
  • Поверьте в то, что аудитория желает вам успеха и готова оправдать ваши промахи.
  • Делайте разминку, улыбайтесь, устанавливайте зрительный контакт с аудиторией и сформируйте такой стиль поведения, который поможет вам получать удовольствие оттого, что вы находитесь у всех на виду.
admin: