«Неврологические» уровни

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Согласно НЛП различные уровни нашего субъективного переживания воплощены в форму неврологических цепей. Каждый уровень последовательно глубже и шире мобилизует участки неврологической цепи.

Среда: периферическая нервная система — ощущения и отраженные реакции. Поведение: моторная система (пирамидальный мозг и мозжечок) — сознательные действия. Способности: корковые системы — полусознательные действия (движения глаз, осанка и т. д.) Убеждения: автономная нервная система (например, частота сердечных сокращений, расширение зрачка и т. д.) — бессознательные реакции. Идентичность: иммунная система и эндокринная система — насыщенная жизнь, функциональность.

Духовность: голографическая нервная система — нервная система, в целом взаимодействующая с другими нервными системами.

Эти различные цепи могут быть активизированы и мобилизованы через структуры языка, познавательные стратегии и поведенческие стимулы. Что такое так называемое маленькое «я» — это значит быть запертым только на одном из этих «неврологических» уровней. Например, на прошлой неделе выдался у меня денек, который моя жена назвала «адом кромешным». Нас настолько захватила повседневность, что мы попались в ловушку маленьких «я» на целый день. Мы потеряли контакт с более высокими уровнями нашего переживания, потому что были сосредоточены на выполнении обязанностей. Мы утратили осознание и контакт с основными убеждениями и ценностями. В такие дни я делаю все вопреки моим собственным убеждениям частично потому, что я не в контакте со своими убеждениями. Я также делаю вещи, которые, кажется, конфликтуют с тем, что я чувствую в качестве своей идентичности и миссии. Вопрос в такие дни должен быть следующим: «Как получить доступ к другим уровням нашего переживания?»

Наш первый Инструмент Духа является средством восстановления и поддержания подстройки в то время, когда мы обнаруживаем, что пойманы в ловушку маленького «я». Этот процесс известен как «подстройка уровня».

Подстройка уровня

Д. Первая форма подстройки уровня, которую хотелось бы продемонстрировать, на самом деле помогает выбраться из шкурки своего маленького «я». Мы с Робертом в самом начале курса «Инструменты Духа» любим проводить одну процедуру, которую называем подстройкой. В этом процессе мы открываем друг другу и группе, что происходит для

нас на каждом уровне переживания. Мы начинаем на уровне среды и идем вперед до уровня Духовности и видения.

Мы начинаем со среды, потому что это самый конкретный уровень — наиболее доступный. Например, я заглядываю в комнату и делюсь с Робертом и группой тем, что увидел. Я говорю: «Когда я гляжу на окружающее, я вижу цвет стен. И я могу видеть какие-то образы на стенах. Я также замечаю, что перед комнатой висят какие-то таблички с надписями. Я замечаю, что солнце светит сквозь окна. А только что было облачно. Я вижу полосы солнечного света на ковре. Я также знаю людей в группе. Я главным образом замечаю их глаза. Наконец, я ощущаю температуру комнаты. Я чувствую ветерок от кондиционера на своем теле и могу слышать, как он работает. Вот что я ощущаю».

М. Когда Роберт делится своим восприятием со мной, я получаю определенное представление о том, где он находится и какой он. Это также начинает обогащать мое восприятие. Прежде, чем он сказал: «Я главным образом замечаю их глаза», я глядел куда-то мимо глаз, главным образом сосредоточившись на стене комнаты. Я знал, что тут люди, но и не думал об их глазах. Когда Роберт упомянул о глазах, я понял: «Ну да, ведь есть еще и глаза». Так что я стал знать то, о чем уже знал Роберт.

Теперь моя очередь делиться восприятием окружения с Робертом.

Я вижу глаза, стены и солнечный свет, но я также чувствую температуру моих рук. И я чувствую нечто привлекающее мое внимание к одному концу комнаты. Я замечаю, что там пусто. Мое внимание привлечено туда. Меня словно что-то тянет. Когда я слышал, что Роберт упомянул о звуке кондиционера, я думал: «Да, я замечаю это». Я замечаю ковер, стены и людей. Я физически ощущаю, что за мной пустое пространство, и чувствую пол под ногами.

Д. Этот тип обмена впечатлениями служит нескольким целям. Во-первых, он, так сказать, «приземляет» нас, мы

окунаемся в настоящее не только мысленно, но и в физическом смысле. Во-вторых, когда Роберт описывает свое восприятие, это помогает мне и группе понимать, где он, что он замечает, и разделять его ощущения. В-третьих, это расширяет мое собственное восприятие. Например, когда Роберт упоминал об ощущении места позади него, я внезапно осознал это. А раньше и не думал об этом.

Попробуйте это на себе. Потратьте какое-то время и обратитесь к тому, что выделяется для вас в вашем восприятии физического окружения.

М. Имейте в виду, что это просто ваше чувственное восприятие вашей среды. Никто ни за что вас не осудит. Мы с Робертом не говорили, что видели «красивые» стены или «уродливые» стены. На уровне окружающей среды нет никакого осуждения. Осуждение имеет отношение к убеждениям и ценностям. Просто отметьте то, что вы ощущаете посредством своих чувств.

Д. Когда мы с Робертом заканчиваем делиться своим восприятием среды, мы физически делаем шаг назад и говорим о том, как мы хотим действовать поведенчески в этой среде. Мы отвечаем на вопрос: «Как я хочу действовать в этом времени и месте?» Например, я мог бы сказать: «Одним из важных для меня аспектов в Инструментах Духа является способность связать воедино мои голову, сердце и тело. Поведенчески это проявляется в том, как я пользуюсь руками. Когда все связано, мои жесты гораздо более симметричны. И жесты мягкие, а не угловатые. И к телу прикасаться хочется больше».

Я замечал, как различные члены группы похлопывают друг друга, и я испытал желание войти в более тесный физический контакт с ними. На подобных семинарах это действительно помогает мне теснее соприкоснуться с людьми, обменяться с ними рукопожатием. И мне это нравится. И также когда я думаю о тебе, Роберт, есть способы, которыми мне хотелось бы взаимодействовать с тобой. Когда мы действительно настроены друг на друга,

кажется, что мы — это один человек и говорит, и действует. И это очень здорово.

М. Да, я понимаю это. Заниматься поведенческими моделями очень увлекательно. Но во мне всегда какое-то напряжение, мне бы побольше гибкости, и двигаться надо от своего центра. Я хочу расслабить свой живот. Я хочу, чтобы у меня живот был более мягким и колени были не такими напряженными, я хочу просто быть здесь и сейчас. Я хочу больше дотрагиваться до людей, быть более вовлеченным — более кинестетичным. Я хочу быть открытым для этого. Я вижу, как я иду и касаюсь людей, вступаю с ними в контакт. А еще есть одно поведение, которое мне хотелось бы иметь в отношении моего голоса.Я хочу, чтобы мой голос исходил из самого средоточия, чтобы он был ровным и более резонансным.

Д. Когда я слушаю Роберта, а он слушает меня, мы отражаем или частично используем поведение друг друга. Это помогает нам получать ощущение того, кем хочет быть другой. Это также помогает нам быть тренером или ангелом-хранителем друг для друга.

Теперь потратьте какое-то время и рассмотрите ваше собственное поведение. Получите ощущение, как вы действовали бы, если вы были настроены на ваше большое «Я».

Закончив делиться своими поведенческими результатами, мы с Робертом делаем шаг назад — к уровню способностей. На этом уровне мы рассматриваем, в каких навыках и способностях мы нуждаемся, чтобы уметь проявлять поведение, которое мы определили в пределах среды. Мы отвечаем на вопрос: «Какие умственные процессы и познавательные навыки у меня есть или должны быть, чтобы мобилизоваться и проявить мое желательное поведение в этом времени и месте?»

Рассматривая этот вопрос, например, я сознаю, что одна из способностей у меня есть, но мне нужно больше, чтобы ощутить мое внутреннее состояние соответствия.

Я должен уметь чувствовать, исхожу ли я от того места, которое я назвал бы «истиной» или «средоточием». Я должен уметь распознать, полностью ли присутствую здесь и сейчас. Есть навык, задействованный для осознания меня самого, моего тела, моего разума и звука моего собственного голоса. Иногда мне легко прекратить слушать себя, но продолжать говорить. И это важно для меня, чтобы уметь слышать то, что я говорю,

М. Это звучит как искусное присутствие здесь и сейчас.

Д. Да. И есть также навыки, которые касаются взаимодействия между мной самим и другими. Есть навыки, которые имеют отношение к способности побуждать людей задавать вопросы; помогать им почувствовать себя достаточно непринужденно, чтобы уметь задавать вопросы; ощущать потребность, чтобы хотеть знать больше; уметь выразить себя и отдавать больше себя здесь и сейчас. Эти навыки имеют отношение к моей связи с группой. А у нас с тобой, Роберт, есть навык способности войти в особый вид раппорта, который существует между нашими двумя большими «Я».

М. Да, я знаю, о чем ты. Это — особый тип потока. Мне бы тоже хотелось, чтобы так получалось. Для меня нужен навык высвобождения. Мне также нужно, чтобы мой внутренний голос и образы стали со мной помягче. Когда мне это удастся, мое поведение начнет изменяться. Я стану дышать немного глубже. Состояние, которое мне нужно, — это удаление защиты, это полная беззащитность, «это всего лишь я», ничего особенного, только я, вот здесь. Я чувствую, мне не надо делать презентации, а просто надо быть здесь. И это получается из способности позволить всему растворяться и таять вокруг меня. Это позволяет мне легче контактировать с тобой и с группой. Я хочу этого.

Д. И снова, поделившись друг с другом навыками, необходимыми нам, чтобы действовать по нашей программе, мы можем стать еще большими ангелами-хранителями друг для друга.

Следующая фаза процесса подстройки — это переход к уровню убеждений и ценностей. На этом уровне мы рассматриваем причины, почему мы хотим мобилизовать эти определенные нами навыки. Мы делимся друг с другом и с группой нашими убеждениями и ценностями, относящимися к Инструментам Духа. Мы отвечаем на вопрос: «Что такое эти убеждения и ценности, которые так важны для меня, чтобы проявиться через мои навыки и действия в этом времени и месте?»

Одно важное убеждение для меня, например, это когда я могу соответствовать своему большому «Я», находиться в нем. Это естественным образом дает возможность другим делать то же самое. Второе убеждение: то, что мы с Робертом делаем в «Инструментах Духа», имеет большее влияние, чем если бы просто ограничивалось рамками времени и места семинара. Мы считаем, что исцеление, совершаемое через Инструменты Духа, может также создавать исцеление в других местах. Значит, совершаемое в «Инструментах Духа» не ограничено специфическим контекстом.

Другое убеждение, которое является важным для меня: везде, где я с Инструментами Духа, — это священное место и наиболее важное место для меня, чтобы быть на этой планете в этот момент. Когда у меня есть убеждение, что мое место наиболее важное для меня, чтобы быть здесь и сейчас, и совершаемое мною имеет большое значение, тогда я могу полностью пребывать в моем большом «Я».

М. Одно из убеждений, которым мне хочется обладать и которое мне хочется ощущать в течение «Инструментов Духа», — это быть эмоционально прозрачным, и тогда другие также станут прозрачными. Я хочу, чтобы это убеждение было во мне. И я хочу иметь убеждение, что быть беззащитным вовсе не опасно для моего «Я». Могут

быть поверхностно болевые уровни, сражающиеся и конфликтующие, но внутренне моя сущность никогда не повреждается, поскольку связана со всем сущим. И мне хорошо быть полностью здесь и сейчас, когда у меня есть эти убеждения. И мне хорошо быть полностью здесь и сейчас, особенно когда я натыкаюсь на…

Д. И делаешь ошибку в нашей песенке? (Смех.)

М. Делаю кучу ошибок.

Д. И это не затрагивает твою сущность?

М. И это не затрагивает мою сущность. Несовершенство — это часть дела. Да, я хочу считать так.

Д. Как только мы поделились своими убеждениями друг с другом и с группой, переходим к уровню идентичности. Вопрос, на который мы отвечаем на этом уровне: «Если у меня есть восприятие среды, и я действую так, как я сам себе определил, и я использую навыки, которые я сам определил для проявления определенных мною убеждений и ценностей, тогда кто я?» Мы обычно находим, что на этот вопрос лучше отвечать с помощью символа или метафоры.

Символ или метафора для меня сейчас — это волшебная палочка со струящимися разноцветными лучами света.

М. А себе я выбрал образ очищаемого банана, который потом превращается в очищаемый лук, а заканчиваю я символом артишока. Вы очищаете листья, чтобы добраться до сердцевины артишока. Ощущение такое, что добираешься до места мягкого и беззащитного.

Д. Так что ты — артишок, открывающий свою сердцевину.

М. Да.

Д. После того, как мы поделились нашими метафорами для своих сущностей, мы переходим к уровню духовности, к месту, находящемуся вне нас самих. Мы выходим за пределы своего восприятия среды и за пределы наших поведений, способностей, убеждений, ценностей и нашего ощущения себя к своему переживанию большой систе

мы, частью которой мы являемся. Вопрос здесь: «Каково мое видение большой системы, частью которой я являюсь, которая дает мне цель и значение?»

У меня есть видение, которое имеет некоторое отношение к исцелению, но также и к ухудшению состояния. Не целительство в смысле фиксации, но своего рода тепло, которое выходит. Я знаю, что свет обычно используется как представление духовных процессов. Но мое чувство имеет тепло, которое сопровождает свет. Это тепло, или высокая температура, может преобразовывать вещи. Например, когда вы готовите что-то, оно часто становится более мягким. Некоторые вещи меняются, принимая другую форму, когда их нагревают. Что-то может быть проблемой в одной форме, а затем вы нагреваете это, и оно становится съедобным или пригодным. Так что мое видение — это тепло, которое распространяется во Вселенную.

М. Распространяющееся тепло. Мне нравится.

Когда я отправляюсь в это духовное место и рассматриваю свою большую миссию, у меня есть ощущение чего-то намного большего, чем я сам. Оно больше меня и законтачено лучше меня. Словно раскрываешь руки в объятья — раскрываются крылья птицы — получаешь больше места и больше возможностей. Цель этих крыльев и этого места состоит в том, чтобы исцелять и быть исцеленным. Это приходит снова и снова. Исцеление и целительство. Цель крыльев состоит в том, чтобы прикоснуться ко всему миру, дотронуться до него и обнять его. Вот это — видение.

Д. Крылья, которые охватывают мир, чтобы исцелить и вылечиться, — это сильный образ.

Теперь, когда мы поделились своими переживаниями по всем этим уровням, наш следующий шаг должен объединить оба наши видения. Мы попытаемся синтезировать мое тепло и объятия Роберта. Например, я, думая об этом, получаю ощущение чего-то вроде согревающего объятия.

М. у меня тоже есть ощущение теплого, поднимающегося наверх воздуха, позволяющего расправить крылья, чтобы взмыть в небо и улететь. Словно тепло придает плавучесть крыльям.

Д. Я чувствую, словно обнимаю своих детей. Так тепло, и есть что-то, выходящее за рамки простого физического тепла. Это некий тип глубокого контакта, который передается через объятие.

М. Контакт в симбиозе объятия и тепла.

Д. Как только мы объединили наши видения, мы возвращаемся к месту идентичности, привнося свое ощущение комбинированного видения.

М. И мы задаем вопрос: «Кто мы вместе?»

Д. Мы привносим ощущение интеграции теплоты и объятия в наши соответствующие сущности: палочку с цветными лучиками света и артишок. Затем мы спрашиваем: «При нашем объединенном видении кто мы вместе, если мы больше, чем просто палочка и артишок?»

М. Я ощущаю, как артишок меняется в распускающийся и очень красивый лотос.

Д. Я представляю, как этот лотос струится светом.

М. Лотос света, который открывается и распространяет тепло.

Д. Затем мы берем ощущение нашего объединенного видения и идентичности и возвращаемся к месту убеждений и ценностей. Здесь мы спрашиваем: «Что это за убеждения, которыми мы делимся и вместе привносим в жизнь здесь, в этом месте с этой группой? Каковы убеждения, которые важны для этого «лотоса света»»? Это, как мне кажется, и есть разделенные убеждения и ценности, относящиеся к исцелению и созданию этого священного места.

М. И убеждение, что это действительно может быть сделано. Это может быть сделано. Это по-человечески. У меня есть очень сильное ощущение, что лотос света сейчас находится здесь, и я верю, что мы можем исцелить. Нас можно исцелить. Мы можем объединяться. Это возможно. Это

не вне области возможного, и мы можем сделать это здесь.

Д. Словно чудо, которое может произойти здесь.

М. Да. Чудо может произойти здесь.

Д. После того, как мы исследовали наши совместные убеждения и ценности, мы переходим к месту способностей и задаем вопрос: «Что это за способности, которыми мы обладаем вместе, а не по отдельности?»

М. Это смесь искусного пребывания здесь и сейчас и умения освободиться от ненужного.

Д. Вместе мы создавали контекст достаточной безопасности и близости, с тем чтобы другие могли также быть здесь и сейчас и освобождаться от ненужного. Мы можем вместе создавать контекст возможности, где люди могут быть своими большими «Я», — контекст, где они могут делать вещи, которые обычно не могли бы позволить себе. Я думаю, это именно та способность, которой мы обладаем вместе.

М. Похоже на красочный лотос, который воспитывает и призывает, с одной стороны, но в то же время он очень решителен и имеет огромное воздействие. Поэтому тут не что-то одно или другое. Мы можем быть изменяющимися тем или иным способом, но изменяющими в любом случае.

Д. Да. Наш следующий шаг должен вернуть нас к уровню поведения, и мы спрашиваем: «Как эта подстройка видения, идентичности, убеждений, ценности и способности проявляется через наше поведение? Как эта весьма абстрактная идея о «лотосе света» проявляется в том, как мы говорим, двигаемся, действуем, смотрим на людей, дотрагиваемся до них и т. д.?»

М.Я чувствую теперь более уверенно, что, оказывается, можно быть в физическом контакте с людьми. Прикосновение и пребывание с людьми, и свободное дыхание при этом теперь гораздо легче.

Д. Я чувствую, как изменился мой голос. У меня есть ощущение голоса, который принадлежит нам обоим, не только мне, даже притом, что он выходит из моих уст. Похоже на расчистку места для чего-то, что должно произойти.

М. Это создает раскрытие. Становится возможным открыться. Словно наше поведение выходит из двух «Я». И в этом объединенном «Мы» что-то еще происходит.

Д. Наш конечный этап в перенесении подстройки всех уровней переживания назад, в среду, и в исследовании, как при этом изменилось наше восприятие.

М. Если вы следили за всеми этапами с нами вместе, мы приглашаем вас проделать то же самое.

Д. Для меня теперь среда кажется «более трехмерной». Она вмещает больше объектов. Я теперь не просто замечаю глаза, я вижу и тела. Я вижу ноги. Я вижу дыхание людей. Мое периферическое зрение значительно расширилось.

М. А для меня это не только «более трехмерно», но и более внутренне. Я вижу гораздо больше внутри, и это теперь намного ярче. Вместо проецирования моего собственного страха, я вижу, что в нем. Там больше любви.

Д. Вместо наблюдения за глазами, я теперь ощущаю контакт с внутренними «Я».

М. Хорошо.

Д. Одна из целей этой демонстрации — это дать вам ощущение каждого из различных уровней. Мы хотели показать, как они различны и как они могут быть подстроены. Это способ создания доступа к вашему большому «Я».

М. Другая причина процесса подстройки заключается в желании более тесного контакта с вами здесь и сейчас и в том, чтобы помочь вам наладить такой же контакт.

Д. Сначала мы с Робертом готовили этот процесс в нашем гостиничном номере. Потом возник вопрос: «Почему мы делаем это? Ведь группу тоже надо подготовить, если уж мы собираемся рассказать о чем-то большем, чем говорится в наших брошюрах».

Наблюдая за нашей подстройкой, вы не только обретете лучшее ощущение каждого из уровней, о которых мы говорили, но и сами сможете подстроиться или настроиться на нашу волну.





Комментарий к статье