Е. Г. Синякина (Москва)
Одной из ключевых, базовых характеристик русского народа на протяжении многих веков являлась соборность. Д.А. Хомяков, старший сын великого русского мыслителя А. С. Хомякова, отождествляет принципы соборности и общинности. Соборность, согласно его представлениям, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Определение соборности Д.А. Хомякова продолжает традицию русской мысли, ведущую свое начало еще с дохристианских времен, соответствует древнерусскому понятию «лад» и неразрывно связано с общинной жизнью русского народа (см.: Соборность, электронный ресурс).
Община (Слово «община» имеет позднее происхождение. Русские крестьяне называли свое сообщество «миром» или «обществом».) — особая форма социальной организации, общественнопроизводственное объединение крестьян, основывающееся на принципах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей. В дореволюционной России она представляла собой основу социально-экономической жизни крестьянства.
По мнению известного исследователя русской общины И. Н. Миклашевского, основы ее существования коренятся «в самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество» (цит. по: Святая Русь, 2007, с. 497).
Объективным основанием существования в русской деревне общины являлась сложность земледельческого труда и потребность в его коллективном ведении. В одиночку и при отсутствии совершенной сельскохозяйственной техники крестьянин не мог решить стоящие перед ним задачи. В связи с этим община являлась необходимым условием существования крестьянства, обеспечения и сохранения его жизненных ресурсов. Только сообща, коллективно русские крестьяне могли успешно хозяйствовать.
«Община касается видов и порядков крестьянского землевладения, а также всего совершающегося в жизни народа — сельскохозяйственной, семейной, общественной, а также происходящего в мире его нравственных понятий. Рассматривая отдельно каждую подробность крестьянского землевладения, легко увидеть ее связь с природой, условиями хозяйства, экономическими условиями, с отношениями к народу других классов общества и государства и с вековыми нравственными воззрениями народа… Вытекающие из жизни народа виды и порядки его своеобразного землевладения представляются настолько разнообразными и сложными, насколько разнообразна и сложна порождающая их жизнь селения, только с виду представляющаяся обыкновенно простою и заключенною в круге немногочисленных интересов. На самом же деле эта жизнь… является с таким обширным кругом действий, исполненною таких подробностей, которым трудно будет подыскать пример в сфере жизни других классов общества» (Сборник материалов для изучения общины, 1880, с. 2-3).
По мнению славянофила Ю. Ф. Самарина, «общинное начало есть основа, грунт всей русской истории — прошедшей, настоящей и будущей. Семена и корни всего великого, возносящегося на поверхности, глубоко зарыты в его плодотворной глубине, и никакое дело, никакая теория, отвергающая эту основу, не достигнет цели, не будет жить» (цит. по: Энциклопедический словарь, 1898, с. 213).
К. С. Аксаков писал: «Община является той средой, в которой может получить свое осуществление идеал христианской любви. Это не контракт, не сделка, а проявление народного духа, союз людей, отказывающихся от своей личности и являющих общее согласие как действо христианской любви. Она есть то высшее, то истинное начало, которому не предстоит уже найти нечто себе высшее, а предстоит только преуспевать, очищаться и возвышаться» (там же; курсив мой.-Е. С.).