Влияние внутриобщинных отношений на психологию русского крестьянства дореволюционного периода

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Е. Г. Синякина (Москва)

Одной из ключевых, базовых характеристик русского народа на протяжении многих веков являлась соборность. Д.А. Хомяков, старший сын великого русского мыслителя А. С. Хомякова, отождествляет принципы соборности и общинности. Соборность, согласно его представлениям, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Определение соборности Д.А. Хомякова продолжает традицию русской мысли, ведущую свое начало еще с дохристианских времен, соответствует древнерусскому понятию «лад» и неразрывно связано с общинной жизнью русского народа (см.: Соборность, электронный ресурс).

Община (Слово «община» имеет позднее происхождение. Русские крестьяне называли свое сообщество «миром» или «обществом».) — особая форма социальной организации, общественнопроизводственное объединение крестьян, основывающееся на принципах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей. В дореволюционной России она представляла собой основу социально-экономической жизни крестьянства.

По мнению известного исследователя русской общины И. Н. Миклашевского, основы ее существования коренятся «в самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество» (цит. по: Святая Русь, 2007, с. 497).

Объективным основанием существования в русской деревне общины являлась сложность земледельческого труда и потребность в его коллективном ведении. В одиночку и при отсутствии совершенной сельскохозяйственной техники крестьянин не мог решить стоящие перед ним задачи. В связи с этим община являлась необходимым условием существования крестьянства, обеспечения и сохранения его жизненных ресурсов. Только сообща, коллективно русские крестьяне могли успешно хозяйствовать.

«Община касается видов и порядков крестьянского землевладения, а также всего совершающегося в жизни народа — сельскохозяйственной, семейной, общественной, а также происходящего в мире его нравственных понятий. Рассматривая отдельно каждую подробность крестьянского землевладения, легко увидеть ее связь с природой, условиями хозяйства, экономическими условиями, с отношениями к народу других классов общества и государства и с вековыми нравственными воззрениями народа… Вытекающие из жизни народа виды и порядки его своеобразного землевладения представляются настолько разнообразными и сложными, насколько разнообразна и сложна порождающая их жизнь селения, только с виду представляющаяся обыкновенно простою и заключенною в круге немногочисленных интересов. На самом же деле эта жизнь… является с таким обширным кругом действий, исполненною таких подробностей, которым трудно будет подыскать пример в сфере жизни других классов общества» (Сборник материалов для изучения общины, 1880, с. 2-3).

По мнению славянофила Ю. Ф. Самарина, «общинное начало есть основа, грунт всей русской истории — прошедшей, настоящей и будущей. Семена и корни всего великого, возносящегося на поверхности, глубоко зарыты в его плодотворной глубине, и никакое дело, никакая теория, отвергающая эту основу, не достигнет цели, не будет жить» (цит. по: Энциклопедический словарь, 1898, с. 213).

К. С. Аксаков писал: «Община является той средой, в которой может получить свое осуществление идеал христианской любви. Это не контракт, не сделка, а проявление народного духасоюз людей, отказывающихся от своей личности и являющих общее согласие как действо христианской любви. Она есть то высшее, то истинное начало, которому не предстоит уже найти нечто себе высшее, а предстоит только преуспевать, очищаться и возвышаться» (там же; курсив мой.-Е. С.).





Leave a Reply