Становление и развитие социологии поколений

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Социология поколений восходит к работам Карла Мангейма. Под поколениями он понимал общности, локализованные во времени (Mannheim,1970). Мангейм первым стал исследовать поколение как массовидное явление в отличие от предыдущих исследователей, которых интересовали фактически интеллектуальные (политические, литературные, культурные) элиты. Он писал о потерянном послевоенном поколении, к которому принадлежал и сам. В своем социологическом анализе Мангейм опирается на искусствоведческие работы Пиндерса, его представление о стиле поколения, который определяется основным мотивом деятельности (Мангейм, 1994).

Другим основателем социологии поколения принято считать Ортега-и-Гассета (Ортега-и-Гассет, 1991). Он выступал сторонником свободы выбора человека, считал, что традиции общества ограничивают его. Жизнь каждого — театр с актерами и сценарием, спланированный и/или придуманный человеком в заданных извне рамках. Развитие поколенческих групп определяется типичными связями возраста с типичными характеристиками действия каждого человека. Ортега предложил свою периодизацию в развитии индивида, которую можно рассматривать как периодизацию социализации личности: 15-30 лет — молодость; 30-45 лет — пора инициатив; 45-60 лет — время облачения властью (см.: Шанин, 2005).

Предметом поколенческого анализа с середины 1970-х годов становится «изучение возрастных групп как агентов социального изменения, включая интеллектуальные и организационные альтернативы, которые они противопоставляют существующим мировоззрениям, ценностям и жизненным стилям» (Bengston, 1974). Социологи отмечают, что простое хронологическое совпадение проживания людей не создает общности поколения. Очевидно, что это люди примерно одинакового возраста, но их могут объединять и значимые события (война, революция, оттепель) (Шуман, Скотт, 1992).

Для эмпирического исследования поколений X. Беккером были предложены следующие критерии:

  1. социальный контекст становления поколения, наиболее важные события периода его активного формирования;
  2. состояние средств массовой информации в описываемый период;
  3. система социализации представителей поколения;
  4. социальные возможности времени;
  5. системные характеристики поколения (величина и состав когорт, культура и союзы поколения);
  6. биографические черты: жизненный путь, ценностные ориентации представителей поколения;
  7. поведенческие образцы (Backer, 1998).

Традиционным объектом анализа для социологии поколений стали биографии мигрантов. В 1930-1950-е годы, когда эта проблематика только зарождалась, истории мигрантов казались исключительными и привлекали внимание исследователей. Объектом исследования было изменение социального статуса мигрантов, которым приходилось радикально менять культурный ареал. Миграция рассматривалась как естественный, добровольный эксперимент, участники которого по экономическим, политическим, религиозным или экзистенциальным причинам решили покинуть свою страну, т. е. изменить традиционный сценарий, которому подчинялись предыдущие поколения. Происходит ли при этом смена психологического сценария (интерпретаций, которые применяются участниками событий) или меняется только внешняя траектория движения, социологов и демографов не волновало. Они пытались отследить изменение объективных показателей, характерных для всей группы или популяции. К психологии ближе оказались, как мы уже показали выше, историки, которых всегда занимали версии, свидетельства очевидцев, их письма, реестры, архивы. Все эти источники могут быть объектом и психологического анализа, основанием для историко-психологических реконструкций (Кольцова, 2008).





Комментарий к статье