Феномен менталитета как условие (фактор) формирования личности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Реализация функции менталитета по формированию личности обеспечивается механизмами, способствующими наследованию, накоплению социальных форм общения и коммуникации, трудовых навыков, знаний и т. д. Каждое новое поколение детерминирует себя в жизнедеятельности и последующем историческом движении, унаследованной культурой (менталитетом). Основой менталитета выступают мировоззренческие комплексы, отображающие основные принципы взаимодействия человека и мира.

Менталитет и архетип участвуют в формировании общества и его систем как результат работы сознания, основывающийся на бессознательном. Ввиду того, что в структуре «бессознательного» культурно-исторического типа формируется психологический облик этноса, каждый его представитель генетически аккумулирует в себе соответствующие формы психоактивности, связанные с ментальностью народа. Данный факт подтверждается психологической наукой, концептуально рассматривающей ментальность в аспекте генетических форм психоактивности.

В рамках каждой культуры исторически складывается и закрепляется своя система формирования личности, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом определяют конкретное содержание целей, ценностей, миропонимания (см.: Ломов, 1984; Методология комплексного человекознания…, 2008; и др.). Это позволяет устанавливать взаимосвязь менталитета с процессом формирования общества как некоей суммативной, интегративной общности. Многогранность процесса формирования менталитета, нуждающегося сегодня в осмыслении, дает нам основание говорить о причастности к его становлению различных аспектов сознания и поведения. Мы убеждены, что идеи, извлеченные из этих сфер знания, могут быть применены к менталитету российского человека как методологические основания. Система образования менталитета эффективна, когда в ней представлена органическая связь элементов сознания, участвующих в создании ментальности. «Менталитет — прежде всего, категория социальная, а в более широком смысле — категория моральная, нравственная» (Гершунский, 1998, с. 126). Менталитет выполняет функции критериальных оснований по отношению к индивидуальному и общественному сознанию, мировоззрению и поведению. В социальной сфере вырабатываются те основные принципы и ценности, с которыми человек соотносит свое видение жизни, свое поведение и действия. Именно ментальные характеристики, чувствительные ко всякого рода деформациям в социальной памяти, предрешают содержание и структуру «социально-генетического кода» личности и общества.

Формирование личности — это охватывающий все стороны жизни процесс, в котором немаловажное место принадлежит действию менталитета: «…менталитет представляет собой критериальную основу личностного и общественного сознания» (там же, 1998, с. 125). Иначе говоря, менталитет — это социальный феномен, определяющий процесс формирования личности. В этой связи можно вести речь о созидательной, «творящей», креативной роли менталитета, имея в виду формирование менталитета личности, общности и социума. Это как бы «самовоспроизводство» менталитета.

Личность формируется под влиянием религиозных, философских, исторических, культурологических, экономических, научно-технических, политических, этических, образовательно-воспитательных концепций, традиций и обычаев общества. Менталитет как совокупность интеллектуальных навыков и установок, присущих отдельному человеку, предполагает определенный уровень сознания, самосознания, подсознательного, где глубинные ментальные качества и характеристики выступают объектами социального наследования личности.

Перечисленные компоненты способствуют стабильности человека как социального существа, самосознающего себя в то же время как индивидуальность, наделенная уникальными качествами. Целостность сознания определяется единством трех моментов: чувством собственного существования человека; чувством присутствия здесь и сейчас в определенный момент времени; идентификацией себя в мире. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов расценивается как разрушение менталитета личности.

Строение слова, его грамматическая структура позволяют предположить, что сознание тесно связано с областью совокупного или совместного фиксированного знания людей — опытом. На его основе возникает непосредственный практический опыт. Если бы этого не происходило, то человек каждый раз заново путем практических действий вынужден был бы переоткрывать для себя содержание мира знания. Следовательно, связь сознания с обширнейшим миром знания — от обыденного знания (здравого смысла) до науки -освобождает нас от этого, выступая в качестве непосредственного опыта, передающегося из поколения в поколение.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что в рамках каждой культуры исторически складывается и закрепляется своя национальная система формирования общества, личности, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом определяют конкретное содержание целей и ценностей, миропонимания. Отсюда специфика того или иного национального характера, представляющего собой совокупность характеристик, осознаваемых и желательных в данном обществе.

Это еще раз доказывает выдвинутое нами предположение о формировании общества как некоей суммативной, интегративной общности. Так, своеобразие русской народности, ее сущностные черты, национальные качества оформлялись на протяжении длительного времени, что нашло отражение в святоотеческом взгляде на структуру человека. Подтверждение этому мы находим в современных исследованиях. То, с чем соотносит себя личность, этнос, государство, цивилизация, определяется как идентичность. Ее устойчивость определяется глубиной вхождения в менталитет. Именно менталитет обеспечивает механизм наследования, накопления социальных форм общения и коммуникации, трудовых навыков, знаний и т. д. Иными словами, каждое новое поколение детерминирует себя в своей жизнедеятельности и последующем историческом движении унаследованной культурой (менталитетом). Менталитет же дает представление о различных формах социальных отношений, обеспечивающих механизм социализации личности, гармонизации отношений человека с самим собой, природой, социумом. Основой менталитета выступают «мировоззренческие комплексы», отображающие основные принципы взаимодействия человека и мира и как особая ментальная сила — коллективное бессознательное и архетип.

В процессе перехода от поколения к поколению (наследования) «комплексы» углубляются и усложняются структурно. Наряду с прогрессивными чертами с менталитетом могут быть связаны и регрессивные черты, поскольку цели и задачи разных этапов общественного развития могут быть прямо противоположными или существенно отличаться.





Комментарий к статье