Роль менталитета в прогнозировании (формирование традиций, их передача и социальное наследование)

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Менталитет как феномен позволяет сохранять устойчивость и своеобразие социальных систем в процессе их развития, эффективно адаптироваться к изменениям социальной среды. Теоретические объяснения этому общественному феномену представлены в концепциях «национального характера» Н. О. Лосского, «духовного строя народа» П. Е. Астафьева, Н. А. Бердяева, «культурно-исторического типа» Н.Я. Данилевского, «социального характера» Э. Фромма. На теоретическом уровне концептуальные объяснения позволили продвинуться по пути понимания закономерностей и механизмов, лежащих в основе поведения социальных (этнических) общностей, однако на практическом уровне проблема осталась. Свидетельством этого является и то, что вопросы менталитета активно изучаются лишь в последние годы.

Менталитет обусловливает предрасположенность личности и общества и выступает основой их образа жизни. В зависимости от менталитета находится образ чувствования и восприятия мира, система мышления, всевозможные предпочтения, ценности и т.д. Менталитет детерминирует жизнедеятельность человека или социальной группы, нации. В качестве основной структурной (базисной) единицы менталитета как целостности выступает архетип, формирующийся в процессе систематизации и схематизации социального опыта. Кроме архетипа, на формирование менталитета оказывают влияние общекультурные, природные факторы, индивидуальные причины (эмоционально-психологического, рационального плана).

Анализ подтвердил, что в рамках каждой культуры складывается и закрепляется национальная система социального опыта, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом влияют на выбор перспектив развития личности и социума. Исходя из этого, мы можем вести речь о разных образах жизни, типах и характерах мышления представителей разных народов. Современные исследования свидетельствуют о том, что даже близкие по языку народы иногда отличаются друг от друга по типу мышления. Делается вывод о том, что характер мышления зависит от культурных традиций, а значит, и от менталитета. Автору близка идея выдающегося современного ученого В. В. Колесова о непонимании архетипов русского менталитета. Он находит неверными рассуждения о мышлении как изолированном акте сознания.

Именно менталитет рассматривается как проблема философская, идеологическая, социально-экономическая, психологическая, охватывающая все сферы существования народа и государства. Это, как мы определяем, «комплекс основных представлений о мире», при помощи которого сознание каждого из нас преобразовывает поток хаотичной информации, получаемой путем чувственного познания, в упорядоченную картину мира. Менталитет, будучи стереотипизированной схемой деятельности, лежащей в основе структур повседневности конкретных этнических и социальных групп, является в то же время способом закрепления и передачи наиболее значимых элементов социального опыта. Пренебрежительное отношение к социальному опыту приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества. Таким образом, менталитет выражает общезначимое содержание социокультурного опыта и обеспечивает механизм его воспроизведения и изменения в процессе развития общества. Менталитет выступает нематериализуемой составляющей традиции, ее основанием; традиция же выражается через ментальные структуры социального субъекта (индивида, группы или общества).

Итак, мы приходим к выводу о том, что менталитет — общечеловеческий, всечеловеческий, культурно-типический — является основанием процесса формирования личности, ее социального характера, мировоззрения как сложной системы понятий и создания социального опыта. Черты менталитета способны обеспечить выживание этноса, сохранить его самобытность, качественную однородность общества или уничтожить его, обеспечить его развитие в историческом пространстве.

Менталитет, как и культура, является неким целым, создаваемым совместной деятельностью основных подсистем общества, поэтому роль его в формировании современного общества неоценима, так как он определяет своеобразие восприятия и интерпретации любых событий. Это фундамент мировосприятия, включающий не-вербализованные установки сознания и определяющий содержание интеллектуальной деятельности. Напрямую от менталитета зависят результаты познания, образ действий, предпочтений представителей той или иной общности. Менталитет является основанием процесса социальной идентификации, конструктивно возможного только внутри культурно-типической социальной традиции. В рамках одной культуры могут выделяться узкие сообщества (субкультуры), конструирующиеся по различным признакам: национальность, религия, возраст, профессия и т. д., «картины мира», представители которых будут различаться. Таким образом, он выступает основой целостного образа жизни, детерминирует всю линию жизнедеятельности человека, социальной группы, нации.

Менталитет — это своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и представлений человека в пределах той или иной общности. С точки зрения социальной значимости менталитет является основанием исторического процесса, одной из «движущих сил» общества.

Литература

  • Гачев Г. Национальные образы мира. М., 2008.
  • Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практично-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. Карасик В. И. и др. Иная ментальность. М., 2005.
  • Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006. Кольцова В. А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2007. №2. С. 5-18.
  • Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92-94.
  • Кольцова В. А., Медведев А. М. Об изучении истории психологии в системе культуры // Психологический журнал. 1992. №5. С. 3-11.
  • Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
  • Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  • Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. Методология комплексного человекознания и современная психология / Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М., 2008.
  • Новиков А. В. Национальный экономический менталитет в контексте российских реформ: историко-экономический очерк. СПб., 2006. Перевезенцев С. В. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007.
  • Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2007.
  • Хендерсон Д. Психологический анализ культурных установок. М., 2007. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Мы не размещаем навязывающуюся, эротическую, шоковую и любую другую плохую рекламу. Сайт живет за счет рекламы. Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для этого сайта

Обнаружен включенный блокировщик рекламы

Мы не размещаем навязывающуюся, эротическую, шоковую и любую другую плохую рекламу. Сайт живет за счет рекламы. Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для этого сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: