Продолжающиеся в сфере отечественного социально-гуманитарного знания исследования менталитета подчеркивают высокую теоретическую и практическую значимость данного феномена в проблемном поле отечественной науки. Обращение к проблеме менталитета составляет один из важнейших аспектов содержательного обновления российского обществознания, включая социальную философию. Сегодня, когда в рамках гуманитарной науки ставится вопрос о приобретении новых знаний, изменении самой картины социальной жизни, ее интерпретации и проектировании, мы хотим представить авторское видение проблемы менталитета. Оно связанно с обоснованием социалъно-деятелъностной роли менталитета, выявлением созидательной, активной, творческой направленности, ориентированной на воспроизведение традиций, опыта в неразрывной связи с реалиями современной жизни.
Менталитет как критериальная основа ценностных ориентаций в обществе
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Следует отметить, что менталитет как духовное образование имеет значение лишь при существовании людей — субъектов его восприятия, поскольку это не только определенный результат — жизненный опыт предыдущих поколений, но и ожидание некого результата поколений настоящих, а затем и будущих в плане формирования индивидуального и общественного сознания, на которые он оказывает воздействие.
Селективная роль менталитета по отбору, систематизации комплекса ценностей, в которых общество нуждается, в создании традиций и их передаче
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Менталитет — феномен духовного порядка, но проявляется он и в материализованных формах: речи, письме, поступках, поведении, реакциях и т. д. Он характеризуется константностью, стойкостью, продолжительностью, ориентирован на традицию, отражает глубинные качества жизнепроявлений. Ключевое значение обретает понятие «менталитет социума».
Феномен менталитета как условие (фактор) формирования личности
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Реализация функции менталитета по формированию личности обеспечивается механизмами, способствующими наследованию, накоплению социальных форм общения и коммуникации, трудовых навыков, знаний и т. д. Каждое новое поколение детерминирует себя в жизнедеятельности и последующем историческом движении, унаследованной культурой (менталитетом). Основой менталитета выступают мировоззренческие комплексы, отображающие основные принципы взаимодействия человека и мира.
Роль менталитета в прогнозировании (формирование традиций, их передача и социальное наследование)
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Менталитет как феномен позволяет сохранять устойчивость и своеобразие социальных систем в процессе их развития, эффективно адаптироваться к изменениям социальной среды. Теоретические объяснения этому общественному феномену представлены в концепциях «национального характера» Н. О. Лосского, «духовного строя народа» П. Е. Астафьева, Н. А. Бердяева, «культурно-исторического типа» Н.Я. Данилевского, «социального характера» Э. Фромма. На теоретическом уровне концептуальные объяснения позволили продвинуться по пути понимания закономерностей и механизмов, лежащих в основе поведения социальных (этнических) общностей, однако на практическом уровне проблема осталась. Свидетельством этого является и то, что вопросы менталитета активно изучаются лишь в последние годы.
Постановка проблемы
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Разработка проблемы психологии русского народа в век Просвещения
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Отдельные замечания, касающиеся психологии русского народа, обнаруживаются уже в ранние периоды русской истории, однако систематическое изучение этого вопроса начинается в XVIII в., что, как представляется, связано, с ростом национального самосознания, с практическими задачами изучения разных народов России, входящих в состав Российской империи, а также с возникновением в России науки.
Разработка проблемы психологии народа в общественной мысли первой половины XIX столетия
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Первая половина XIX в. знаменуется рождением новых направлений общественной мысли и началом систематического и целенаправленного изучения психологии народа.
В работах Михаила Петровича Погодина (1800-1875), историка, писателя, публициста, профессора Московского университета, члена Российской академии (1836), создателя журналов «Москвитянин» (1841) и «Московский вестник» (1827), обосновывается идея самобытности русской истории и диаметрально противоположных путей развития европейских и русского народов.
Разработка проблемы психологии народа в предреформенный и послереформенный периоды
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Важной вехой в русской истории, оказавшей огромное воздействие на психологию народа, явилась отмена в 1861 г. крепостного права. В преддверии реформы возрастает интерес к крестьянству, его жизни, особенностям русского национального характера. В связи с этим появляется значительное число работ, посвященных раскрытию обычаев, традиций, духовной и бытовой культуры народа.