Заключение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Итак, предстоит критичное самопознание и тяжелая работа по самоочищению коллективного сознания/неосознаваемого нации. В коллективной памяти народа необходимо активизировать все положительное, усилив нравственно-психологические ценности на пути духовного развития, очистив их от отрицательных влияний, приобретенных на историческом пути. Необходимо сформировать иммунитет против них. Следует учитывать, что «болезни Запада» подхватываются легко, а переносятся тяжело, ибо у нас нет западной умеренности, прагматичности.

Необходимо избавиться, в частности, от максимализма. Например, стремление к абсолютной истине во всем способно привести к жизни во лжи. Надо найти оптимальное сочетание противоположных свойств: святость/аморальность, героичность/покорность, трудолюбие/лень и т. п., в идее «потенциального братства» избежать притупления чувства ответственности (всеобщая безответственность характерна для русской национальной психологии и имеет свои глубокие корни).

Сегодня актуально избавиться от неадекватных апокалиптических установок — как некоего неосознанного желания присутствовать при гибели «грешного мира» в результате божественного наказания. Причем порой эта искаженная эсхатологическая «мечта» сочетается с идеей возможности обретения Царствия Божьего на земле (именно последнее неосознанно питало «революционный энтузиазм»). Иногда говорят о «детскости» русской души, связанной с метафизической тягой ребенка к «сказочному миру». Совпадение этой черты с надеждой» на обретение «Царства небесного» на земле исказило след в ментальности народа православной эсхатологии, породив революционный советский энтузиазм земного райского мироустроения.

С неосознанным стремлением к концу мировой истории связан и нигилизм. Даже «русская мечта» о бессмертии не на земле, а в «Царстве Небесном» влияла на формирование неадекватных апокалиптичных мотивов и через них во многом определило наше отношение к ценности человеческой жизни и достоинству людей, привело к перечеркиванию высоких целей безнравственными средствами, допустило идеи возможности человеческих жертв ради большинства или «великих целей», оправдания насильственного «осчастливливания», бесцеремонного введения в мир социально утопических «высших смыслов», ради которых мир может быть принесен в жертву. Подобные идеи должны стать ключевыми нравственно-философскими вопросами в осмыслении российской ментальности. В то же время только в Православии сохранена святоотеческая эсхатология, дающая выраженные ориентиры оценки мировой апостасии на основе глобального прельщения человечества. Историческая память народа несет эти ориентиры, если их правильно вычленить и понять.

Православная традиция возрождается часто с искажениями под влиянием псевдорелигиозных сект и неоязычества, недругов внешних и антихристианской «пятой колонны» внутри. Но остановить этот процесс вряд ли удастся. В то же время процесс духовного возрождения России не произойдет сам по себе. Необходимо обращение каждого россиянина к поиску высших нравственных духовных ценностей в своей жизни. В православном мире известна фраза: «Россия спасется только покаянием». Глубокое покаяние как изменение мировосприятия и жизни — даже вне религиозного контекста — способно разбудить спящую совесть и подарить человеку обретение забытого нравственного закона.

Среди проблем, которые придется преодолеть на пути «выздоровления» российского общества и возрождения духовной России, способной воплотить пророчества о своей роли в жизни планеты, предстоит найти государственную идею и государственную форму, соответствующую глубинной ментальности. Все современные социально-политические ценности в России должны пониматься в связи со спецификой духовных источников и закономерностей «российской ментальности».

В вопросах изучения российской ментальности и в поиске соответствующих ей форм участия граждан в управлении государством полезно обратиться к наследию И. А. Ильина, который подчеркивал, что осмысление русской культуры как православной является принципиальным условием адекватного понимания развития России, познания ее роли в мировой истории. Выдающийся философ глубоко обосновал православную природу национального русского самосознания.

Россия должна самоопределиться по отношению к целям и ценностям собственной и мировой истории, обрести равновесие между национальным и универсальным, научиться ценить духовное наследие, прекратить саморазрушение, воспрепятствовать уничтожению национальных суверенитетов и построению однополярного мира, управляемого наднациональным правительством.

В России могут быть безбожие, духовно-нравственные искажения в народе. Но нельзя уничтожить в глубинах культуро-генетической памяти народа знание о том, что Россия не только его дом, но и Дом Пресвятой Богородицы. И это главная, концептуальная основа в изучении ментальности, которую психологическая наука должна учитывать.

Литература

  • АбулъхановаК.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 7-78.
  • Архиепископ Никон (Рождественский). Гордыня и русофобия у западных христиан, 1912. URL: www.dorogadomoj.com/drl64nik.html (дата обращения: 15.06.2014).
  • Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.
  • Гостев А. А. К вопросу о механизмах формирования представлений человека о социальных явлениях // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1986. Ч. 3. С. 25-26.
  • Гостев А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.
  • Гостев А. А. К проблеме системного изучения российского сознания в переходный период развития общества // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. М., 1994. Т. 1. С. 70-72.
  • Гостев А. А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы. М., 1998.
  • Гостев А. А. О проблемах становления религиозно ориентированного психологического знания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007а. №4. С. 35-45.
  • Гостев А. А. Психология вторичного образа. М., 20076.
  • Гостев А. А. К проблеме целостного изучения «славянского сознания» в переходные периоды исторического развития // Материалы V Международной научной конференции «Менталитет славян». Гомель, 2007в. С. 314-316.
  • Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М., 2008.
  • Гостев А. А., Елисеев В. А., Соснин В. А. Святоотеческая мысль как источник историко-психологического анализа // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 4. «Методологические проблемы историко-психологического исследования». М., 2002. С. 39-66.
  • Гостев А. А., Елисеев В. А., Фомин А. Г. К проблеме концептуально-терминологического перевода святоотеческих описаний психологических реалий // История отечественной и мировой психологической мысли. Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Материалы конференции по истории психологии «IV Московские встречи». М., 2006. С. 177-187.
  • Журавлев А. Л., Кольцова В. А. Введение: Уникальность научного подхода Б. Г. Ананьева // Методология комплексного человекознания и современная психология / Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М., 2008. С. 9-13.
  • Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1996.
  • Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. Лондон-Канада, 1975.
  • Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
  • Ильин И. А. О грядущей России. М., 1993а.
  • Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  • Карасев Л. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. №18. С. 92-104.
  • Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
  • Кольцова В. А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2007. №2. С. 5-18.
  • Кольцова В. А. История психологии: проблемы методологии. М., 2008.
  • Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92-94.
  • Кольцова В. А., Медведев А. М. Об изучении истории психологии в системе культуры // Психологический журнал. 1992. №5. С. 3-11.
  • Кольцова В. А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 2006.
  • Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  • Методология комплексного человекознания и современная психология / Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М., 2008.
  • Песков А. М. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992. № 18. С. 105-120.
  • Серова О. Е. Психологические аспекты духовно-нравственного учения о личности и народе И. В. Киреевского: Дис…. канд. психол. наук. М., 2007.
  • Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  • Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М., 2008.
  • Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.
  • Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000.




Комментарий к статье