Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Инженеру важно знать и то, насколько сформирована внимательность у рабочего, и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.
В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность. Она появляется, когда внимание неинтенсивно и подвержено отвлечению, чрезмерно легко и непроизвольно переключается с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Он результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе.
Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Это возникает вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях, происшедших ранее, или явлениях, с которыми человек столкнулся, которые он эмоционально воспринял.
Третий вид невнимательности — результат переутомления. Он обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.
Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания:
- приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;
- упражнять произвольное внимание;
- добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу;
- связывать внимание с требованиями дисциплины и т.п.
Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.
Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.