Речь

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Важнейшее достижение, позволившее человеку задействовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий), — речевое общение, которое складывалось благодаря трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, в которую входят слова с их значениями и синтаксис (набор правил построения предложений).

Значение слова представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту вне зависимости от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Напротив, личностный смысл — отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Язык — это:

  1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
  2. средство общения (коммуникации);
  3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Благодаря ему информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений людей.

Будучи средством общения, язык помогает воздействовать на собеседника — прямо (если мы непосредственно указываем на то, что надо сделать) или косвенно (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться как сразу, так и потом в соответствующей ситуации).

Функция языка как орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя что-либо, сознательно планирует свои действия. Так, язык — это главное орудие планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Рис. 3.28. Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь. Функции речи

Рис. 3.28. Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь. Функции речи

Вербальные средства общения Общение и язык, язык и речь

Вербальные средства общения Общение и язык, язык и речь

Речь.

Речь выполняет три функции:

  • сигнификативную (обозначения);
  • обобщения;
  • коммуникации (передача знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У людей со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — коммуникация, т. е. передача информации. Если первые две функции можно рассматривать как внутреннюю психическую деятельность, то эта выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У нее три аспекта — информации, выражения и волеизъявления.

Рис. 3.29. Функции речи. Физиологические механизмы речи

Рис. 3.29. Функции речи. Физиологические механизмы речи

Информационный аспект проявляется в передаче знаний и тесно связан с функциями обозначения и обобщения.

Выразительный помогает передать чувства и отношения говорящего предмету сообщения.

Волевой аспект направлен на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.





Комментарий к статье