Можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых — пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близка к этому эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать, радоваться за другого.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя. Стимуляция такого процесса создает объективные возможности для того, чтобы возникли оригинальные новые связи между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно связано с будущим и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Это воображение направлено больше вовне, человек занят средой, обществом, деятельностью и в меньшей степени внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение — один из видов активного, когда происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Несмотря на то что его продуктами являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, оно основано на прежнем опыте.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически предвидеть тесно связано со словом «видеть», что показывает важность осознания ситуации и перенесения определенных ее элементов в будущее, что основано на знании или предугадывании логики развития событий. Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.
Творческое воображение — вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Его образы создаются благодаря различным интеллектуальным операциям. В структуре творческого воображения различают два их типа. Посредством первого формируются идеальные образы, с помощью второго перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процесса, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны дать новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Это первый его этап, стадия подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из его элементов. Она дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. Оно подчиняется желаниям, которые представляются при фантазировании осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные, потребности личности. Все это направлено на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных аффектов.
В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом и состоит отличие от реалистического мышления, направленного на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей,
Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая из опыта.
Синтез, реализуемый в воображении, обретает разные формы:
- агглютинация: «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни качеств, частей;
- гиперболизация: увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
- схематизация: отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
- типизация: выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение: подчеркивание каких-либо отдельных признаков.