Креативность, творческая одаренность

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:

  • богатство мысли (количество новых идей, продуцируемых за единицу времени);
  • гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
  • оригинальность;
  • любознательность;
  • способность к разработке гипотезы;
  • иррелевантность — логическая независимость реакции от стимула;
  • фантастичность — оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

Эти параметры творческого мышления входят в кубическую модель Дж. Гилфорда — модель дивергентного мышления, которое предполагает поиск решения по всем возможным направлениям, рассмотрение как можно большего числа вариантов, варьирование путей решения проблемы и, как итог, — неожиданные оригинальные выводы и результаты.

Гилфорд отмечает шесть параметров креативности:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого количества идей;
  • семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
  • оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, увидеть в объекте новые признаки, найти им новое использование.

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности: 10 тестов на вербальную креативность, 4 — на невербальную.

П. Торранс продолжил исследования креативности и внес новый оттенок в ее понимание как способности к обостренному восприятию пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии. Ученый разработал серию тестов на креативность, адресованную разным людям — от дошкольников до взрослых. Он также разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из бессмысленной последовательности букв), чтобы тренировать конвергентное мышление. Затем по картинкам испытуемый должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к изображенной на них ситуации, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить личность от задаваемых извне рамок, и тогда человек начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление.

Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи; тестирование же проводилось в виде игры, и принимался любой ответ. При данных условиях корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. М. Воллах и К. Коган выявили четыре группы детей с разными уровнями интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, успешные, одаренные, хорошо адаптируются к социальным условиям. Дети с низким уровнем креативности и высоким интеллекта стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

Дети из третьей группы — с низким уровнем интеллекта и высоким креативности — часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, имеют хобби и увлечения на стороне; это «странные фантазеры», они остаются непонятыми ни учителями, ни сверстниками.

Четвертая группа — дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, они внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Таким образом, если у ребенка одинаково высоки или одинаково низки и интеллектуальные, и творческие способности, он адаптируется в обществе достаточно легко — в отличие от детей, у которых выражен только один тип способностей.

Многие исследователи пытались выявить личностные особенности творческих людей. Наиболее типичные из таковых — антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему сложному и новому, а также способность удивляться и восхищаться.

Одаренным людям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива: склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

Выделяют следующие уровни интеллектуальной активности:

  1. Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности: решение задач при помощи гипотез и находок. Испытуемого относят к этому уровню, если при добросовестной и энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием «познавательного интереса» и инициативы.
  2. Эвристический уровень интеллектуальной активности: открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается им самим как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться с другими задачами.
  3. Креативный уровень интеллектуальной активности, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность. При этом испытуемые часто выходили на креативный уровень после решения всего нескольких задач; характерная черта теоретического мышления — способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого уровня — самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.




Комментарий к статье