Алкогольные проблемы общества и человека из истории вопроса

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Дикий виноград существовал на Земле еще до появления человека. Листья и стволы виноградной лозы обнаруживаются в окаменелостях каменноугольного периода. В это время виноград произрастал даже в таких северных районах, как Гренландия, Аляска и Шпицберген. Наступление ледникового периода оттеснило виноград в южные районы.

Развитие культурного винограда, очевидно, происходило постепенно. Каждое поколение людей приобретало в этом отношении новый опыт. Плоды винограда были источником питания человека, а в дальнейшем – основой для изготовления уксуса и вина. Производство вина началось в результате случайного открытия естественного процесса ферментации виноградного сахара дрожжевыми грибками. Рост грибков в виноградном соке без доступа воздуха сопровождается выделением углекислого газа и этилового спирта. Большинство пьющих людей и не подозревают, как подметил один известный нарколог, что они потребляют экскременты дрожжевых грибков! Когда концентрация этилового спирта при брожении вина достигает 12-13%, дрожжевые грибки гибнут от “острой алкогольной интоксикации”. Вот почему натуральные виноградные вина содержат алкоголь в концентрациях не более 13%. Со временем люди научились искусственно повышать содержание алкоголя в спиртных напитках.

Вино употреблялось в Древнем Египте еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют найденные в гробницах фараонов винные сосуды, а также произведения настенной живописи, изображающие изготовление вина. В нижнем течении реки Тибр около 2500 лет до н.э. выращивались винные сорта винограда в искусственно орошаемых садах. Лист винограда у древних шумеров был символом жизни. Вино производилось в Древнем Китае, Индии, Персии. Известна легенда времени владычества шаха Шеми-хана (V век до н.э.), в которой рассказывается о том, как началось изготовление вина в Персии. Согласно легенде, семена винограда были принесены шаху орлом. Их посадили. Вырос виноград. Плоды собрали, выжатый из них сок поместили в сосуд. Через некоторое время сок в сосуде “вскипел без огня”, а затем стал красным и чистым, “как рубин”. Шах заставил попробовать жидкость приговоренному к смерти. Убедившись в том, что человек стал веселым и остался живым и невредимым, шах простил его. С этого времени люди изготовляют вино и употребляют его на различных праздниках.

Раскопки Шлимана показали, что в Греции 4000 лет назад жители Трои также знали секрет получения вина. В “Одиссее” Гомера имеется описание того, как Одиссей напоил исмарийским вином одноглазого великана Полифема. Дионис -в древнегреческой мифологии бог виноградарства и виноделия, у римлян он назывался Вакхом. Подобный бог существовал в верованиях балканских народов, тракийцев. Он был покровителем зверей, растений и вина.

Проблемы, связанные со злоупотреблением вина, также известны человечеству с глубокой древности. В работах Геродота указывается на широкое распространение употребления алкоголя в античном мире. Так, в книге “Клио”, оценивая обычаи племени массагетов-саков, автор указывает, что они “собирали спелые плоды с деревьев и затем сохраняли их” (очевидно, давали им возможность подгнить). Собравшись толпой в одном месте, массагеты зажигали костер и бросали эти плоды в огонь. От запаха сжигаемых плодов они приходили в состояние опьянения, подобно тому как эллины пьянели от вина. Чем больше плодов они бросали в огонь, тем сильнее их охватывало опьянение. И это продолжалось до тех пор, пока все не вскакивали, не пускались в пляс и не начинали петь песни.

В книге “Евтерия” Геродот приводит данные об употреблении вина в Древнем Египте, изготовляемого из ячменя, “потому что в этой стране нет виноградной лозы”. На пиршествах каждому сотрапезнику показывали деревянное изображение покойника, лежащего в гробу, со словами: “Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким”.

Геродот приводит также данные о постоянном ввозе в Египет вина из Эллады и Финикии: “Из всей Эллады, да, кроме того, еще из Финикии, в Египет привозят дважды в год вино в глиняных сосудах”.

Примерно в 800 году н.э. арабские алхимики научились получать спиртовый дистиллят с помощью возгонки и последующим охлаждением паров этилового спирта. Это открытие дало возможность производить алкогольные напитки практически в неограниченном количестве, используя в качестве сырья разнообразные пищевые продукты, а не только виноград.

Наряду с развитием винопроизводства и совершенствованием технологии получения спиртных напитков обращалось внимание на отрицательное влияние алкоголя на здоровье и характер человека. Существовали различные стили употребления алкоголя и правила, ограничивающие риск развития отрицательных последствий. Так, например, в Древнем Риме вино разводили водой. По закону Ромула мужчинам до 35 лет запрещалось употребляв вино, не разрешалось пить вино женщинам.

Главным напитком в течение многих столетий у людей было молоко. Однако в дальнейшем употребление вина постепенно увеличивается. Его начинают все чаще пить в неразведенном виде и во все больших количествах. Во времена Нерона употребление неразбавленного вина становится наиболее популярным. Одномоментный прием его больших количеств считался скифским обычаем. Было распространено выражение:  “Тот, кто тянет вино, как лошадь воду, называется скифом”.

Развивается широкая виноторговля, вино привозят на римский рынок с Иберийского полуострова, из Галлии и Греции. Все большее количество земель распахивается под виноградники, зачастую во вред другим культурам, что приводит к подорожанию хлеба, продовольственным затруднениям. Римские легионеры разводят виноградники и производят вино во многих провинциях империи и даже на территории современной Англии.

В 91 году римский император Домициан в связи с трудностями продажи вина, производимого непосредственно в столице и ее окрестностях, запрещает его изготовление в отдаленных провинциях. Запрет, как правило, не соблюдался, хотя формально существовал около 200 лет, пока император Проб в 280 году не отменил его и, более того, не приказал разводить виноградники на Рейне и Дунае.

История подходов к алкогольным проблемам прошла много этапов. Далеко не сразу сформировалось современное представление об алкоголизме как о болезни, хотя уже в древних источниках можно найти упоминание о болезненном характере влечения к алкоголю. Медицинский подход отражается, например, в высказываниях римского юриста Ульпиана (170-228 годы н.э.), который неумеренное пьянство считал проявлением болезни.

Широкую популярность получили в прошлом морально-этические концепции алкоголизма. В основе их лежало представление о том, что острая алкогольная интоксикация является самоповреждением и вызывается по воле принимающего алкоголь человека. Еще в начале I века известный римский философ Сенека писал: “Пьянство является не чем иным, как состоянием безумия, целенаправленно вызванным”. Это положение легло в основу юридических законов, рассматривающих пьянство как отягчающее обстоятельство при совершении преступлений в Древнем Египте и Греции. Положение это сохранило свое значение до настоящего времени во многих странах, в том числе и в СССР.

В то же время это правильное в принципе утверждение привело к формированию концепции, отрицающей понимание алкоголизма как болезни. Она получила широкое распространение в XVIII—XIX веках. Лица, злоупотребляющие алкоголем , рассматривались сторонниками этих концепций как морально падшие, греховные, совершившие преступление. Они приравнивались к ворам, убийцам и другим криминальным элементам. Злоупотребление алкоголем в различных формах и проявлениях не считалось выражением болезни, а оценивалось с точки зрения морали. Наиболее активными проводниками такого подхода были члены протестантских церквей, особенно методистской и баптистской, а также члены различных религиозных сект, расценивающих любое употребление алкоголя как тяжкий грех и грубое нарушение морали.

Во многих странах между представителями таких подходов и врачами, а также лицами, придерживающимися медицинских взглядов на алкоголизм, шли острые дискуссии. Вынужденные признать очевидное – наличие болезненных расстройств в конкретных случаях, сторонники морально-этического подхода выдвигали тезис о том, что “хотя это и болезнь, но вызванная по собственному желанию, а поэтому все равно не болезнь”. В качестве примера такого отношения к алкоголизму можно привести выступление Тодда под названием: “Пьянство – порок, а не болезнь”, сделанное им в 1882 г. в Миддлтауне (США). В этом выступлении, в частности, Тодд говорил, что “отсутствует какая-либо выгода в установлении теории, считающей пьянство болезнью. Объективно это приводит к облегчению ответственности пьяницы и защищает его от осуждения его товарищей”. И далее: “…пьяницы – это последние люди, которыми следует заниматься”. Тодд призывал прекратить прием в больницы пьяниц, которых он на своем уровне знаний не отграничивал от алкоголиков, обосновывая это ненужными большими затратами.

Следует отметить, что лица, придерживающиеся морально-этического отношения ко всем проблемам, связанным со злоупотреблением алкоголем, не всегда формировали замкнутые общества, а рассеивались среди людей, не занимающих столь однозначного отношения к проблеме, что объективно приводило к постепенному сглаживанию позиций. Джеллинек приводит данные, свидетельствующие о том, что в середине XX века даже наиболее экстремистски настроенные члены пуританских общин начали относиться менее однозначно к алкогольным проблемам, увидев в них и медицинскую сторону. Интересные в этом отношении данные приводит также американский ученый Клайнбелл: большинство протестантских священников, посещавших Иэльскую Летнюю школу исследования алкоголя, на специальном психологическом опросе показали, что “алкоголизм начинается как личный грех и заканчивается болезнью”. Автор в то же время обнаружил и менее упрощенные ответы, как, например: “Может быть, это и грех, но в большей степени симптом или наличие греховных условий в обществе”. Таким образом, даже непосредственно в ортодоксальных религиозных общинах морально-этическая концепция алкоголизма в чистом виде, как правило, к середине XX века не удерживается.

Концепция оказалась совершенно несостоятельной, когда речь шла о терапевтических подходах к алкоголизму, так как она отвергала саму идею необходимости медицинского вмешательства, заменяя последнее моральным осуждением, порицанием, проклятьем и т.д. Люди, страдающие алкоголизмом, члены их семей слушали проповеди и призывы, но реальной помощи не получали и, несмотря на скептическое отношение к медицине, вынуждены были обращаться к врачам. Даже принимая во внимание недостаточную эффективность лечения, в ряде случаев они видели излечение острых алкогольных психозов, улучшение общего состояния здоровья и в части случаев наступление длительных ремиссий.

Одностороннее морально-этическое отношение к алкоголизму, исключающее алкоголизм как концепцию болезни, отвергнуто наукой. Оно практически изжило себя в большинстве регионов мира и не поддерживается научной общественностью, поскольку находится в полном несоответствии с современными данными об алкогольной проблеме. Отрицание медицинской стороны алкоголизма вместе с тем встречается и сегодня среди отдельных лиц или групп, что связано с недостаточным уровнем знаний по этому вопросу или исключительно иррациональным, эмоциональным отношением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Мы не размещаем навязывающуюся, эротическую, шоковую и любую другую плохую рекламу. Сайт живет за счет рекламы. Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для этого сайта

Обнаружен включенный блокировщик рекламы

Мы не размещаем навязывающуюся, эротическую, шоковую и любую другую плохую рекламу. Сайт живет за счет рекламы. Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для этого сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: