ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Правило шестое. Во внешнем облике, в поведении человека есть немало признаков, по которым можно в той или иной степени судить о некоторых качествах личности. Нужно учиться распознавать эти признаки и истолковывать их подлинное значение. Например, считается, что если нижняя часть кругового мускула глаза при улыбке не напрягается и нижние веки «не поднимаются, то вполне резонно подозревать человека в неискренности. Морщинки вокруг глаз зачастую свидетельствуют о развитом чувстве юмора, а сдвинутые брови и морщины на лбу есть признак интеллектуального напряжения. Опытные наблюдатели различают по выражению лица такие состояния человека, как безразличие, враждебность, веселье, сильную злость, грусть, застенчивую радость, плохое самочувствие, бурную радость, глубокую печаль, скепсис, скорбь.

Весьма информативны жесты и поза человека. Знатоки приводят следующие иллюстрации. Для человека, находящегося в агрессивном состоянии, характерны, например, тесно сплетенные пальцы рук, особенно если кисти лежат на коленях. Сжатый кулак выражает тем большее внутреннее возбуждение, чем сильнее сжаты пальцы в кулаке, и т. д. Высоко поднятый подбородок, наклон корпуса вперед и руки на бедрах — признаки уверенности; откашливание, свист, ерзание в кресле свидетельствуют о раздражении человека. Разочарование проявляется в почесывании затылка, постукивании ногой по ножке стола. Есть позы и жесты, свойственные только женщинам или только мужчинам (См.: Неделя. 1988. № 52). Много информации несет также походка.

Правило седьмое. Не прибегайте к «черно-белым» характеристикам, не считайте, будто человек может быть только хорошим или только плохим. JI. Н. Толстой писал: «Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество»… Далее великий писатель говорит о своем намерении «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Полн. собр. соч. Т. 53. С. 185, 187).

Ошибка, на которую указывает Л. Н. Толстой, объясняется тем, что человек на самом деле может непрерывно оборачиваться новой гранью своего характера. Но другой человек наблюдает его поведение лишь в течение ограниченного отрезка времени. Если на тот момент, когда происходит наблюдение, приходится хороший (умный, храбрый, добрый и т. д.) поступок, то наблюдатель запечатлевает именно его и по нему делает обобщение. Когда же случайно время наблюдения еще раз совпадает с подобным фрагментом поведения, то мнение о человеке уже, считай, становится непоколебимым. Точно так же формируется и отрицательное мнение. Если о ком-нибудь говорят: «Ни то ни се», то, значит, в поле зрения наблюдателя попеременно попадали противоречивые поступки.

Правило восьмое. Каким бы глубоко обоснованным ни казалось или ни было на самом деле ваше мнение о человеке, не придерживайтесь его как догмы. Это правило только при поверхностном взгляде напоминает предыдущее, между ними существует принципиальная разница. Правило седьмое утверждает, что портрет человека, рисуемый в нашем воображении, должен быть многоцветным, то есть в нем следует отражать все черты его характера, как бы они ни противоречили друг другу: нельзя делить людей на ангелов и бесов. А правило восьмое гласит: самый многоцветный портрет, составленный как угодно красочно и точно, нужно корректировать каждый раз, когда поступает новая информация.

Не все это могут. Вот что писал, например, об одном из персонажей Ф. М. Достоевский: «У того коли сказано про человека: подлец, так уж кроме подлеца он про него ничего и не ведает. Али сказано — дурак, так уж кроме дурака у него тому человеку и звания нет» (Полн. собр. соч. В 30-ти т. Л.: Паука. 1985. Т. 10. С. 205).

И по сей день встречаются люди, которые, единожды зачислив кого-то в разряд «своих» (или «чужих»), неизменно придерживаются одного мнения. Это искусственно раскалывает круг людей, с которыми они общаются, порождает конфликты.

Правило девятое. Не стремитесь делать далеко идущие обобщения относительно качеств и свойств человека, старайтесь по возможности предельно конкретизировать критерий, по которому в каждом случае выносится суждение. Зачем это нужно?

Обратимся к взаимоотношениям родителей и детей. Допустим, школьник стал часто приносить домой двойки по математике. Родители попробовали «подтянуть» свое дитя, но безрезультатно. Некоторые мамы и папы начинают возмущаться и отпускать в адрес ребенка нелестные эпитеты типа «тупой», «бестолковый». А если ребенок подряд принес несколько непривычных для него отличных оценок, удержатся ли родители, чтобы не поставить традиционный диагноз: ты же способный, только не стараешься, лень одолела?

К сожалению, не только родители, не всегда посвященные а тайны психологии, но и учителя, имеющие подготовку по этой науке, делают скоропалительные обобщения, которые не имеют под собой сколько-нибудь весомых оснований. Ведь может статься, что, получая двойки, ученик в такой форме выражает протест против неуважительной реплики преподавателя данного предмета в его адрес. Пятерки тоже могут быть следствием не больших способностей, а удачной подсказки, умелого использования шпаргалок.

Аналогичные ситуации возникают и во взаимоотношениях на работе. Иной начальник под влиянием настроения дает слишком обобщающую оценку положительному или отрицательному поступку сотрудника. В первом случае человек незаслуженно попадает в число передовиков, а во втором из-за одного, скажем, опоздания на работу объявляется плохим работником.

Во избежание осложнений нужно соотносить оценки с конкретными фактами, из которых делаются выводы, и соответственно локализовать обобщения.

Правило десятое. Возникает вопрос: насколько глубоко нужно знать человека? Ответ зависит от того, для чего это требуется. Наиболее основательные знания необходим мы воспитателю. Вот что писал выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель долями знать человека в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах и классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития и всякой страсти и всякого характера. Только тогда будет он в состоянии черпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны» (Ушинекий К. Д. Собр. соч. М.-Л., 1950. Т. 8. С. 35-36).

Руководитель, а он всегда одновременно является воспитателем, тоже должен ориентироваться на эти критерии.

Полезно придерживаться тех же требований и родителям при изучении собственных детей. В повседневном же общении взрослых людей в такой глубине познания нет нужды: изучение человека тут надо ограничивать исключительно деловыми интересами, то есть тем, что необходимо знать о человеке, чтобы наладить совместно с ним успешное решение общих для обоих задач.

Нужно помнить о том, что познавательный интерес к человеку должен иметь границы. Нельзя допускать, чтобы один человек чувствовал, что другой исключительно занят его изучением. Это делу не помогает, а создает дополнительные трудности. И последнее: сколько бы информации у меня ни накопилось о своих коллегах, я обязан беречь и не разглашать сведения, которые могут им повредить, нанести ущерб их престижу, доброму имени. Словом, учитывать эту информацию в организации своего поведения и совместной с другими деятельности можно и нужно. Но не более того, поскольку речь идет о товарищах по работе, соседях, начальниках и подчиненных, детях и родителях. Такова суть десятого правила.

Человек есть тайна, ее надо разгадать, писал юный Ф. М. Достоевский брату. И далее: «…и ежели будешь ее (тайну человека —К.) разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время» (Полн. собр. соч. В 30-ти т. Л.: Наука. 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63).





Комментарий к статье