Вряд ли найдется человек, которому за всю жизнь сплетня ни разу не испортила настроение. Еще полбеды, если узнаешь, кто на тебя возводит напраслину. Как говорит народ, «на каждый роток не накинешь платок», но хоть можно высказать человеку все и тем отвести душу. Однако так получается не всегда. Чаще окружающие знают, какими слухами запятнано доброе имя человека, а он один остается в неведении. Повсюду он наталкивается на загадочные взгляды, от которых в душу змеей вползает предчувствие неотвратимой и неведомой беды. Даже друзья и близкие уклоняются от прямых разговоров. Начальники вдруг беспричинно становятся подчеркнуто официальными, переходят на «вы», хотя еще совсем недавно держались вполне по-дружески. К тому времени, когда «благожелатели» доверительно шепнут жертве на ухо замусоленный интриганами слух, ситуация порой принимает такой оборот, что исправить что-либо уже невозможно.
Страдает от слухов не только без вины виноватый человек. Они разрушают социальные связи в трудовых коллективах затяжными конфликтами, их вредоносное действие распространяется и более широко. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что творится в магазинах, когда «сорока на хвосте» приносит разного рода слухи о «подорожании». Да если бы только в магазинах! Город мгновенно начинает гудеть, как потревоженный улей. Все другие заботы отступают на второй план: люди обсуждают слух. Нормальное функционирование предприятий и учреждений упирается в невидимую стену. Запоздалое успокоительное обращение местных властей к населению помогает мало.
В этом отношении небезынтересен факт, о котором сообщила газета «Известия» 17 марта 1988 г. В столице Украины г. Киева стало трудно купить сахар. Возникли очереди, появились слухи о скором подорожании. Возбужденные киевляне начали приобретать сахар про запас. Но слухи не имели под собой никаких оснований. Сахара в городе было вполне достаточно, ни о каком повышении цен речи не могло быть. Откуда же тогда слухи? Ведь из ничего даже слухи не возникают. Недаром говорят: дыма без огня не бывает.
А вот откуда. Чтобы отучить иногородних покупателей от столичных магазинов, руководители торговых предприятий дали указание продавать сахар только утром, когда гости столицы еще не прибыли, и вечером, то есть после их отъезда. Казалось бы, это рационально и, главное, выглядит как забота о киевлянах. Но именно благие намерения и послужили поводом для возникновения слухов и вызвали нездоровый ажиотаж в городе. И хотя удалось быстро справиться с ситуацией и успокоить население, все равно слух уже «сработал», успел нанести ущерб городу: экономический (трудовым коллективам предприятий), моральный (авторитету торговли) и психологический (настроениям населения).
Что же за такое загадочное явление — слухи? Ясно, что это — известие, новость, то есть информация. Ясно также, что подобное известие не отражает сути дела, а скорее искажает. Если даже оно не полностью ложное, то каплю правды из нее выудить дано далеко не каждому. Ясно, наконец, и то, что слухи — грозное психологическое оружие. Но как они возникают? Почему столь могущественны и заразительны, что устоять против них нелегко?
Мне случайно довелось быть свидетелем того, как «из ничего» рождается слух.
Зайдя в один из книжных магазинов, увидел необычайно большую очередь. Реакция человека в такой ситуации хорошо известна. Я спросил: «Что дают?» Все пожимают плечами, С трудом протискиваюсь дальше и снова спрашиваю. Никто не знает. Дохожу наконец до головы очереди, но и тут никакой информации. Чудеса, да и только!
Вскоре во мне угас интерес книголюба и загорелось профессиональное любопытство психолога. «Дай, — думаю, — понаблюдаю, что все это значит». Поток новых посетителей магазина не прерывается. Все пристраиваются к очереди. Вот зашли двое. Спрашивают: «За чем очередь?» Вопрос остается без ответа. «А-а, говорит один из них, — наверное, это Популярная медицинская энциклопедия. Давай станем». В магазин входят новые посетители. Спрашивают. Но им уже отвечают не молчанием. «Говорят, Медицинская энциклопедия будет», — изрекает женщина, которая услышала эту новость только что из уст тех двоих. А тот, кто запустил слух об энциклопедии, радостно восклицает: «Вот видишь, я же говорил тебе, что Медицинскую энциклопедию ожидают!» Далее уже ни у кого сомнений не было: всем вошедшим твердо говорили то же самое.
Ладно, со слухом все ясно. А как возникла такая громадная очередь, в которой никто не знает, за чем она? День был субботний, спешить особенно некуда, и я решил попытаться ответить самому себе на этот вопрос.
Очередь начиналась у закрытой двери безымянного служебного помещения. Протиснулся туда, постоял немного, начал издалека и мало-помалу разговорил двух женщин, стоящих в начале очереди. «Мы ждем заведующего отделом подписных изданий. Он вошел в это помещение, чтобы выяснить недоразумение, — рассказали они. — Мы предъявили квитанции на последний том, а продавщица нашла, что подписка оформлена неправильно». «А что же все остальные за вами выстроились?» — спросил я. «Не знаем, — ответили мои собеседницы. — Мы им говорили, но нам не верят».
Описанная выше ситуация подсказывает основные условия, при которых возникают слухи. Первое условие: у человека, от которого исходит самая первая информация, должна существовать острая потребность в чем-либо. В нашем примере — потребность в определенной книге. И чем острее потребность, тем вероятнее возникновение слуха, если нет объективной информации о том, как удовлетворить эту потребность (таково второе условие появления слуха). Обострившаяся потребность вынуждает человека искать информацию везде и всюду, в том числе и там, где ее нет. И тогда фантазия «подсовывает» ему самые невероятные предположения. Таковы истоки слухов. Отсюда — основное направление борьбы с ними: непрерывное объективное информирование людей по тем вопросам, которые у них могут возникать.
На практике очень часто приходится встречаться с недооценкой информирования людей. Особенно это относится к информации для покупателей. Объективная и гласная информация для всех иногда заменяется информацией для избранных. Работник прилавка «совершенно секретно» сообщает своим близким, что ожидается дефицитный товар. И наутро к дверям магазина выстраиваются не только, конечно, близкие, по и близкие близких, близкие второго, третьего и десятого порядка. Образуется такая толпа, что порой не удается открыть дверь магазина без помощи милицейского наряда.
Чтобы понять, откуда в таких случаях берется толпа, нужно знать следующее. В одной из крупнейших стран мира ученые провели эксперимент. Произвольно выбранному человеку предложили связаться с совершенно ему незнакомым человеком, живущим далеко от него, в другом городе, при этом было поставлено условие: «выйти» на этого незнакомого нужно было только через своих знакомых и знакомых своих знакомых. Так что по пути к тому человеку выстраивалась цепочка из людей, знающих друг друга лично. Последний в этой цепочке выходил уже на нужного человека, который должен быть его знакомым. Когда провели множество таких экспериментов и подсчитали результаты, оказалось, что между совершенно незнакомыми друг другу людьми существует «расстояние» всего-навсего протяженностью в семь-восемь человек. Это значит, что в среднем между двумя любыми незнакомыми гражданами можно выстроить «цепочку» из знающих друг друга людей численностью в семь-восемь человек. Слух, единожды зародившийся, по такому «проводу» в современных условиях распространяется практически мгновенно. Об этом нужно особенно помнить любителям хвалиться перед близкими своей осведомленностью.
Что человек склонен делиться своими тайнами, это было известно еще в древности.
Из глубины веков до нас дошла следующая легенда. Некий восточный деспот, чтобы проверить, насколько подбираемые им новые «кадры» умеют хранить тайны, устраивал им особую проверку. Он каждому в отдельности доверительно сообщал, что у него, то есть у деспота, ослиные уши и об этом никто не должен знать. Предупреждал: проболтаешься — будешь обезглавлен, И что же: мало кому удалось сохранить эту пикантную информацию, многие поплатились жизнью — не хватило сил держать язык за зубами, слишком велик был соблазн, уж очень сенсационной была тайна! А все же один юноша нашел выход: доведенный до изнеможения желанием рассказать близким об ушах своего господина, он ушел далеко в пустыню, выкопал глубочайшую яму, забрался туда и крикнул во весь голос: «У нашего повелителя ослиные уши!» Ему стало легче, он разрядился, успокоился, остался служить у деспота.