В ряде случаев мнения и настроения людей не соответствуют отражаемым ими явлениям, но тем не менее продолжают оказывать сильное влияние на поведение масс. Таковы суеверия, иллюзии, предрассудки и др.
Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Говорят о суеверном страхе, причины которого не осознаются.
Многие суеверия связаны с верой в бога. Религия иногда держится на испытываемом людьми страхе перед непонятными им силами природы. Но суеверны порой и высокообразованные люди, использующие разного рода амулеты и верящие в приметы. Так, черную кошку, перебежавшую дорогу, определенная категория людей расценивает как предзнаменование беды.
Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Термин этот чаще всего употребляется как синоним «обмана органов чувств». Так, если смотреть на уходящие вдоль рельсы железной дороги, то покажется, что рельсы где-то должны сходиться, Здесь же мы ведем речь об иллюзиях другого рода, относящихся к восприятию социальной действительности. Сущность социальных иллюзий раскрыл В. И. Ленин в ряде работ, в частности в статье «Крушение конституционных иллюзий», где он писал: «Желание отмахнуться от неприятной действительности (и от неприятной необходимости пути, не похожего на «конституционный»), — желание убаюкать себя и других «конституционными» словечками, вот в чем основа этих иллюзий» (Поли. собр. соч. Т. 22. С. 349). Или в другой работе: «Конституционными иллюзиями называется политическая ошибка, состоящая в том, что люди принимают за существующий нормальный, правовой, упорядоченный, подзаконный, короче: «конституционных!» порядок, хотя его в действительности не существует» (Полн. собр. соч. Т. 34. С. 33).
Эти ленинские положения позволяют определить основное отличие иллюзий от суеверий. Если суеверие — это в конечном счете следствие страха, то социальная иллюзия представляет собой своего рода эрзац-подобие реальной действительности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет.
Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, предубеждение. «…Предубеждение дальше от истины, чем незнание», — отмечал В. И. Ленин (Полн. собр. соч. Т. 10. С. 309). Если суеверие основано на страхе, иллюзии — на незнании, создающем моральный комфорт для заблуждающихся людей, то предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что человек не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Типичный пример — националистические предрассудки.
Живучесть стереотипов общественного мнения зависит зачастую не столько от степени их соответствия реальной действительности, сколько от эмоционального насыщения. Память человека запечатлевает не просто мнение (знание), но и сопровождающее его чувство (эмоцию, отношение). Вследствие этого она оказывается весьма избирательной: факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания, порой отбрасываются под влиянием эмоций. Когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, при котором люди совершают безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет в истинных последствиях своих действий. Социально-психологические явления, обусловливающие подобное поведение, безраздельно овладевают умами людей и настолько оказываются неотразимыми, что никакие аргументы, сколь бы сильными они ни были, не принимаются в расчет.
Классический пример подобного массового психоза, имевшего место в прошлом веке, описан в литературе (См.: Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Влияние предрассудков на психику человека. М,: Медицина, 1968. С. 6—7).
В 1840 г. в США разразилась своеобразная эпидемия, в дальнейшем получившая название «миллеровской мании». Все началось с того, что некий У. Миллер, размышляя и читая книги, видя сны и фантазируя, «узнал», в какое время господь явится на небесах и наступит конец света. Скоро в штате Нью-Йорк У, Миллер нашел себе приверженцев, которые фанатично начали проповедовать его нелепые идеи. Проповедники странствовали по всей стране. Со временем волна религиозного возбуждения захватила широкие массы людей на Американском континенте. Верующие бросали свои занятия, оставляли семьи, проводя дни в молитвах. Религиозная настроенность масс особенно усилилась в дни, непосредственно предшествовавшие дате, объявленной У. Миллером. Те же, кто не принадлежал к христианской вере, но подпал под влияние всеобщего возбуждения, срочно крестились и начинали замаливать свои прегрешения в ожидании «кары господней».
Утром «великого дня» люди оделись в белое и в торжественном молчании вышли «встречать господа». Велико было разочарование: пропала личная собственность, разрушены семьи, целые месяцы жизни потеряны. Однако ошибка в вычислении срока появления господа скоро была найдена «У. Миллером. Он определил новый срок. Соответственно начался новый подъем фанатизма. Так велика была сила внушения среди религиозных людей, что даже явная глупость не могла быть оценена по достоинству. Президент Станфордского университета Иордан писал по этому поводу: «Виски, кокаин и алкоголь производят временное безумие; то же делают и религиозные возрождения, в которых люди теряют свой разум и самообладание. Это просто форма опьянения, на более достойная уважения, чем то опьянение, от которого лежат в канаве».
Не надо думать, что психозы на почве эмоционально окрашенного стереотипа общественного мнения возможны были лишь в прошлом и только на религиозной почве. Конечно, в социалистическом обществе подобный размах безумия немыслим. Однако своеобразные микропсихозы как на религиозной, так и на иной почве порой возникают. Известно немало случаев, когда молва разносила неправдоподобный слух о том, будто бы где-то кто-то наконец открыл тайну лечения от недуга, против которого бессильна наука. Многие люди, влекомые не столько рассудком, сколько эмоциями, срываются с насиженных мест и направляются к безвестному лекарю. Слухи продолжают распространяться, обрастают волнующими воображение деталями.