СЛУХИ — ЭТО ОПАСНО!

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Утилитарный эффект проявляется в том, что люди используют слухи для достижения своих целей.

Например, в ходе второй мировой войны английская разведка для дезорганизации работы военных заводов гитлеровской Германии распустила слух, будто в городе, где производятся взрывчатые вещества, одной из работниц, которая в парикмахерской сушила волосы, взрывом оторвало голову. Произошло это якобы по той причине, что из-за большой концентрации в атмосфере пороховая пыль оседает в волосах жителей, порождая потенциальную опасность взрыва. Как утверждают англичане, под влиянием этого слуха удалось вызвать бегство из города многих работниц и, как следствие, добиться поставленной цели.

Престижный эффект проявляется как удовлетворение от того, что информация повышает престиж человека или группы, с которой личность себя идентифицирует. Явление это основано на легком усвоении людьми информации (в том числе и слухов), утверждающей внутренне принятые ими цели и ценности.

Самолюбивого начальника подхалимы стремятся постоянно питать слухами, ублажающими его тщеславие. Они быстро нащупывают этот канал воздействия на начальника, повсюду ищут приемлемую информацию и в красочном обрамлении поставляют ее начальству. С той же целью они настойчиво распространяют слухи о необыкновенных качествах и заслугах своего шефа. Одни начальники принимают подобное угодничество за чистую монету, другие не очень верят подхалимам, но терпят их. Однако стоит только подчиненному начать распускать или собирать компрометирующие слухи, независимо от того, стоят ли за ними реальные факты или выдуманные истории, редкий начальник будет длительное время это терпеть. Здесь престижный эффект обретает противоположный характер и соответствующим образом ориентирует поведение руководителя.

Эффект усиления позиции слухи вызывают в тех случаях, когда они Дают одной из сторон дополнительные аргументы против другой. Такие, к сожалению, возникают и циркулируют во многих трудовых коллективах. Так, личная неприязнь безнравственного человека к коллегам, с которыми он соперничает, порождает иногда чуждое нашему образу жизни стремление запятнать доброе имя честных людей. Раньше в таких случаях писали анонимные письма в различные ведомства и организации, сейчас письма хоть и подписывают, но все равно они зачастую представляют собой свод услышанных и сочиненных самими авторами сплетен с целью ослабить позиции неугодных людей и тем самым укрепить свои собственные.

Эффект удовлетворения познавательных интересов на уровне слухов типичен для людей, излишне любопытных, склонных, образно говоря, подсматривать за соседями через замочную скважину. Удовлетворение, конечно, здесь иллюзорно, как ничтожны и морально ущербны и сами интересы. Тем не менее это одна из психологических причин возникновения и распространения будоражащих коллектив слухов.

Данное явление имеет и другую сторону. Когда, например, в городе средь бела дня люди увидели густой дым, поднимающийся над одним из кварталов, их стремление узнать, что случилось, вполне естественно. Если любопытство не будет удовлетворено официальной информацией компетентных органов, зарождение самых невероятных слухов неизбежно. Следовательно, при возникновении недоуменного вопроса у людей отмахиваться от него нельзя, сколь бы щепетильным и острым он ни был. Руководитель, не изучающий проблемы, оказывающиеся предметом познавательного интереса подчиненных, не считающий необходимым давать по ним официальные разъяснения, тем самым способствует зарождению и распространению нездоровых слухов.

Эмоциональный эффект от слухов может иметь характер острого переживания позитивной модальности. Если исходить из информационной теории эмоций, то удовольствие, наслаждение, испытываемое человеком, наблюдаются тогда, когда содержащееся в слухах сообщение (хотя бы ложное, не соответствующее действительности, по кажущееся правдоподобным) дает больше информации, чем ожидалось прогностически. Своеобразный избыток информации вызывает восторг, счастье, радость. Таково последствие слуха, который, скажем, утверждает, будто давнишняя мечта, осуществление которой казалось маловероятным, неожиданно стала явью. В данном случае удовлетворяется потребность в эмоциональной разрядке, хотя, конечно, слух достигает цели лишь на период времени, в течение которого человек находится в счастливом неведении относительно достоверности сообщения.

Итак, борьба со слухами — дело непростое, для этой цели используются самые различные методы. Но главным направлением является формирование у людей морально-психологической устойчивости против слухов.





Комментарий к статье