Свобода и моральная ответственность за поведение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В зависимости от субъекта конкретной деятельности может изменяться количество подответственных деяний, а также мера ответственности за каждое отдельное деяние. Возьмем такой ряд субъектов деятельности: индивид (гражданин)—коллектив (учреждение)—общество (государство). Идя по этому ряду от начала к концу, можно заметить своеобразную закономерность: увеличивается мера ответственности, но уменьшается число непосредственно подответственных деяний. Другими словами, чем массовиднее субъект деятельности, тем выше мера ответственности, но тем меньше число деяний, за которые может возлагаться на данного субъекта ответственность. Если отдельный гражданин как частное лицо отвечает за каждый свой поступок, то общество (государство) не может нести ответственность за каждый поступок своих членов. Общество, государство может нести ответственность только за крупные экономические, политические акции, за распространенные в нем нравы и соответствующие моральные нормы, идеалы, принципы, которые оно поддерживает и пропагандирует. Противники Наполеона Бонапарта сослали знаменитого полководца на остров Св. Елены не за то, что тот обладал некоторыми неприятными для окружающих чертами характера, и не за то, что он несправедливо обошелся со своей первой женой, а за попытку силой оружия создать империю, которая своим существованием наносила ущерб экономическим и политическим интересам Британии и некоторых других государств Европы.

Изменение моральной ответственности одного и того же человека зависит также от того, в Какой социальной роли он выступает. В качестве частного лица индивид отвечает фактически за все свои поступки, совершаемые им во всей системе социального общежития, за все свои взаимоотношения с другими людьми. Но тот же самый человек, скажем, в своей профессиональной роли, в качестве должностного лица отвечает прежде всего и главным образом за свои профессиональные, служебные действия. Круг таких действий гораздо уже, но зато их последствия для общества важнее, весомее, ибо в роли должностного лица он опирается на авторитет учреждения, государства, использует предоставленные ему обществом права и полномочия. Тем самым в этой роли возрастает его ответственность за решения, которые он принимает, и за действия, которые он совершает.

Коммунистическая партия, Советское государство обращают особое внимание на необходимость воспитания чувства моральной ответственности у должностных лиц, особенно у руководителей трудовых коллективов. Бремя ответственности, которое несет руководитель, нелегкое.

Но ему даны и большие права. Долгом руководителя является активное применение на деле своих прав и полномочий, если он хочет соответствовать своему назначению. Среди моральных качеств руководителя, сознающего ответственность за свое служебное поведение, существенны такие, как смелость, готовность пойти на оправданный риск, когда этого требуют интересы дела, взять на себя ответственность за последствия продуманных и обоснованных решений. «Сейчас уже недостаточно простой исполнительности, хотя и ее порой не хватает,— отмечалось на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. — Все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя…» Конституция СССР не только предоставляет всю полноту прав, но и возлагает более строгие обязанности на служащих административных органов. Должностное лицо, руководствуясь общественными интересами, не может делать ничего, что не предусмотрено законами, отражающими высшие потребности развития общества, что основано лишь на его личных представлениях о правильном и неправильном.

Это обусловливает важность строгого согласования между мерой ответственности должностных лиц за порученное дело и предоставленными им правами. А между тем иногда имеют место факты несоответствия между указанными моментами. Так, например, существует определенная рассогласованность в статусе отделов технического контроля на предприятиях, инженеров по технике безопасности, инспекторов сантехнадзора и некоторых других работников. Как показывает общественная практика, там, где разумное равновесие прав и обязанностей нарушено, моральная ответственность работников подвергается суровому испытанию, подчас не оправданному никакой целесообразностью. Подобные рассогласования между правами и мерой ответственности в нашей стране ликвидируются принятием назревших законодательных актов и административных мер, посредством совершенствования организационной структуры учреждений и ведомств. Эти меры в свою очередь являются внешним выражением важных моментов развития социалистических общественных отношений, демократизации системы управления обществом и государством и т. д.

Социалистическое нравственное сознание и поведение отличает дух коллективизма. Принцип «один за всех и все за одного» находит свое выражение в единстве коллективной и личной ответственности за порученное дело. Бригадный подряд, оценка деятельности производственных коллективов по конечному результату, расширение прав производственных коллективов в управлении предприятием — все это разные формы реализации указанного морального принципа. Такой тип коллективности, когда каждый считает себя ответственным за состояние дел на предприятии, в учреждении, в обществе в целом,— великое завоевание социализма, коренным образом отличающее коммунистическое сознание от индивидуалистического буржуазного сознания. При всем том есть люди, которые ссылкой на коллективную ответственность лицемерно прикрывают свою личную безответственность, безынициативность и лень. Получается, что личная ответственность как бы анонимно размывается, и подчас бывает трудно найти лицо, ответственное за провал дела.

Бригадный подряд имеет то преимущество, что здесь на виду у всех действительный вклад работника в общий труд; и хочет он того или нет, но бывает вынужден выполнить определенную производственную функцию и нести ответственность за качество исполнения. «Каждый должен заниматься своим делом, добросовестно выполнять свои прямые обязанности».

Наконец, мера ответственности за одно и то же деяние может существенно меняться в зависимости от степени моральной зрелости данного индивида, от возможности предъявления ему тех или иных моральных требований. Во второй главе речь шла о том, как может меняться оценка поступка в зависимости от того, чего ожидали от человека окружающие. То же самое относится и к ответственности. Наглядным примером может служить тот факт, что за один и тот же проступок возлагается разная ответственность на взрослого и на несовершеннолетнего, который еще не считается вполне зрелым в нравственном отношении. Другой пример: более высокая моральная ответственность за поведение, предусмотренная Уставом КПСС, возлагается на членов Коммунистической партии в сравнении с беспартийными гражданами.

Как уже указывалось, человек сам несет ответственность за свое поведение, за каждый свой поступок и его мотивы, за свои моральные качества. Эта ответственность многостороння и разнопланова: ответственность за поведение на производстве, в быту, перед родными и близкими, наконец, перед самим собой за свою судьбу.

Есть немало молодых людей, которые не осознают, сколь велика ответственность за линию поведения именно в эти годы, когда закладывается фундамент всей будущей жизни. Они тешат себя иллюзией, будто еще успеют, что молодость дана им для радостей и развлечений, а не для трудов и забот о будущем, поэтому не стараются хорошо учиться, хотя это лучшие годы для учения, медлят с выбором профессии и совершенствованием в ней, мечутся с одного места работы на другое. Конечно, в юные годы редко у кого складываются устойчивый профессиональный интерес, обусловленный талантом и воспитанием, продуманная жизненная позиция, четкая ориентация на определенные ценности жизни и культуры, вырабатывается главная цель в жизни, которая достигается упорным и настойчивым учением и трудом. Часто молодому человеку требуется некоторое время для поиска своего места в жизни, в структуре профессий, в системе производства. Но плохо, если этот период исканий слишком затягивается, а у ленивых, пассивных, беспечных молодых людей это может породить бездумное, безответственное отношение к своему будущему, к общей линии поведения.

Не найдя своего места в жизни, подобные люди впоследствии могут испытывать комплекс личной неполноценности, чувство неудовлетворенности жизнью, а при преувеличенных амбициях могут и озлобиться. Такого типа люди, их можно назвать несостоявшимися как личности, чтобы как-то, пусть иллюзорно, компенсировать свою несостоятельность, начинают искать тот или иной суррогат самоценности и подчас находят его в экстравагантных выходках, хулиганстве, фанфаронстве и других подобных способах «самоутверждения», а нередко в алкоголе — этом мнимом заменителе всех ценностей жизни и культуры.

Пьянство и алкоголизм — социальное зло. Они наносят непоправимый ущерб общественному производству, являются распространенной причиной многих заболеваний, распада семей, источником психического дискомфорта для окружающих. Алкоголизм — это и моральное зло, нравственный порок, несовместимый с системой моральных норм социализма.

Кстати сказать, даже в прошлом все моральные кодексы, основанные на религиозных представлениях буддизма, христианства, ислама, осуждали «грех чревоугодия» (под ним прежде всего имелось в виду пьянство), который оценивался как нравственный порок. И светские морально-правовые кодексы квалифицировали пьянство отрицательно. Так, из 121 статьи древней Русской Правды (XI в.) три статьи, предусматривавшие уголовное наказание, касались пьянства.

В самом деле, разве можно считать нравственной личностью человека, у которого все духовные потребности и интересы перечеркнуты одной низменной страстью к алкоголю? В его сознании извращается, переворачивается с ног на голову вся иерархия ценностей, система представлений о, ценном, неценном и антиценном в поведении: недозволенное начинает казаться дозволенным и даже необходимым, пошлое — красивым и даже «героическим». Инстинкты и эмоции, контролируемые у трезвого человека рассудком, у нетрезвого прорываются наружу, толкают на безнравственные действия. Из его сознания выпадают такие нравственные представления, понятия и чувства, как совесть, долг, честь, гуманность, достоинство, ответственность.

Психическим стержнем нормального нравственного сознания и поведения является сознательная воля, которая опирается на знание морально ценного и должного, т. е. свободная воля, основывающаяся на познании социально-нравственной необходимости, а результатом этого выступает высокое чувство моральной ответственности. У алкоголика все эти свойства морального сознания умаляются или вовсе атрофируются. Исчезает главное — чувство ответственности за себя и за других, перед настоящим и будущим.

Можно ли считать нравственно ответственными тех родителей, которые допускают так называемое пьяное зачатие, чреватое, как правило, появлением на свет физически или умственно дефективных детей? Ведь эти дети становятся несчастными и, не имея в том собственной вины, являются источником тяжких переживаний, острого чувства вины для родителей. «Пьяное зачатие» — это одно из наиболее наглядных проявлений атрофии чувства моральной ответственности перед потомками, перед будущим. Пьянствующие женщины, которые уже в материнской утробе отравляют будущее существо, казалось бы, самое дорогое для них, — это нравственные уроды, если называть вещи своими именами. Л. Н. Толстой, которому в общем не было присуще ханжество, искренне возмущался: «Это — самое ужасное, самое противное — пьяная баба».

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия повела решительную борьбу с этим социальным злом. Хотя в СССР никогда не вводился «сухой закон» как реально невыполнимый, все же в 20-х годах и в последующее десятилетие велась борьба с самогоноварением. В 20—30-е годы не принимались во внимание торгово-коммерческие выгоды, связанные с продажей алкогольных напитков населению. На X Всероссийской конференции РКП (б) в 1921 г. В. И. Ленин говорил: «В отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму».

Безусловно,\’ даже самая бойкая торговля алкоголем в наше время не может повернуть движение страны вспять, но она может принести и приносит вред, ведя к ослаблению производственной дисциплины, прогулам, разрушению здоровья людей, тормозя темпы роста про-

изводительности общественного труда. Поэтому, ставя целью резкое ускорение темпов роста социалистического производства в условиях интенсивного научно-технического прогресса, Коммунистическая партия и Советское правительство принимают решительные меры против пьянства и алкоголизма на производстве и в быту. Эту цель преследуют постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 16 мая 1985 г., а также Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством».

Эти документы партии и правительства содержат комплекс экономических, административно-правовых, медицинских мер, направленных на резкое ограничение потребления алкоголя населением, возвращение тысяч и тысяч людей к нормальной, трезвой жизни. Но эти меры, совершенно своевременные и необходимые, могут не дать нужного эффекта, если люди, потребляющие спиртное, не сделают должных выводов для себя, если они не смогут обуздать эту вредную привычку, не почувствуют личную ответственность за самих себя, своих близких, общество в целом.

Сейчас в антиалкогольной пропаганде и практике мы чаще всего, и это правильно, обращаемся к экономическим, социально-политическим, правовым, медицинским аргументам и санкциям, указываем на вред пьянства для производства, для семьи, для здоровья пьющих и их потомства. Но думается, что наряду со всем этим в противоалкогольной пропаганде следует обращаться и к моральным мотивам, чувствам и образам, живописуя картины распада жизни из-за позорной страсти к алкоголю. Прекрасные иллюстрации этого дает сама жизнь, а также публицистика, русская художественная литература и искусство критического реализма. Глеб Успенский, Максим Горький и многие другие русские и советские писатели, а также художники создали впечатляющие образы морально разлагающейся личности вследствие неумения или нежелания преодолеть губительную привычку.

Эта гуманистическая традиция русского реалистического искусства и литературы, к сожалению, в последние десятилетия несколько ослабла, более того, театр, кино придали пьянству даже некий ореол романтичности. Что касается научной, научно-популярной, в том числе и особенно философско-этической, литературы, то она вовсе не занимается этой злободневной именно в моральном плане темой. Трудно припомнить, чтобы в последние годы появилась хотя бы одна монография или диссертация, посвященные моральным аспектам пьянства. Считается, что в этой проблеме мало «философичности» и «методологичности». Но именно в этом пункте, как и в некоторых подобных им, где проблемы выдвигает сама жизнь (например, нравственные аспекты семейных отношений, девальвация в сознании людей некоторых традиционных моральных ценностей — скромности, целомудрия, верности в любви и т. п.), абстрактная этическая теория выходит в область «прикладных», но весьма острых, жизненно важных и злободневных социально-нравственных вопросов, совершает переход от абстрактно-должного к реально-сущему.

Мы твердо убеждены в том, что не только отвлеченные рассуждения о методологических принципах и этических категориях, бесконечные дискуссии о дефинициях, классификации понятий и о принципах построения «системных моделей» и т. п., но и проблемы формирования у людей нравственного, ответственного сознания и поведения на уровне общественной психологии и социальной педагогики должны стать целью этического анализа общественных явлений.





Комментарий к статье