Свобода и моральная ответственность за поведение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Как мы стремились показать, проблема соотношения морального сознания и поведения многогранна. Выделенные связи между мотивом, результатом и условиями в поступках, между целью и средствами в поведении, между моральной необходимостью, свободой и ответственностью в деятельности далеко не исчерпывают всего многообразия внешних и внутренних структурных связей морали, рассматриваемой как свойство человеческой социальной деятельности. Будучи формой отражения действительности в головах людей, регулятором их поведения, способом духовно-практического освоения личностью социально-нравственного опыта, мораль включает в себя множество других связей и отношений, которые получают теоретическое выражение в понятиях и категориях этики. Эти связи заслуживают того, чтобы стать предметом специальных этических исследований на базе научного, марксистско-ленинского мировоззрения.

Попытаемся хотя бы кратко обозначить некоторые важные проблемы, решение которых с разных сторон раскрывает материально-духовную, объективно-субъективную природу нравственности.

Напомним еще раз слова Ф. Энгельса о том, что экономические отношения находят непосредственное отражение в интересах и потребностях людей. Включаясь в структуру человеческого поведения, потребности становятся той почвой, на которой произрастает присущий данной личности сложный комплекс интересов, целей, побуждений, мотивов поступков, образующих ее поведение. В структуре поведения человеческие потребности приобретают то или иное моральное значение, становятся моральными потребностями. Таким образом, в человеческой жизнедеятельности моральные потребности выступают одним из звеньев, соединяющих общественное бытие людей с их повседневным поведением и сознанием. Нравственный аспект человеческих потребностей становится важным объектом научного этико-социологического анализа.

Другим элементом морали, который стоит «на грани» объективно-общественного и субъективно-личностного поведения, являются нормы. В марксистской этической литературе моральные нормы до сих пор рассматриваются почти исключительно как феномены морального сознания, которые как бы существуют в готовом, заданном виде и функционируют в поведении, в поступках людей. Для марксистской этики гораздо важнее раскрыть социальный, психологический и логический механизм возникновения, «вырастания» моральных норм из существующих в данном обществе нравов, распространенных форм реального «массовидного» поведения, их обратного воздействия на поведение.

То же самое можно сказать о категориях моральной ценности и оценки. Частично эти вопросы затрагивались нами в связи с адекватностью оценок поступка. Но проблема взаимосвязи моральных ценностей с моральными нормами имеет более широкое философское значение и может быть решена в контексте всей социальной, духовно-практической деятельности людей, а не в границах лишь структуры морального сознания личности, путем формального сопоставления категорий ценности и нормы, добра и долженствования и т. п.

Исследование моральных свойств поведения в ряде случаев предполагает использование положений и методов психологии, особенно психологии деятельности. В частности, известно, что на обыденном уровне мораль функционирует преимущественно в виде специфических эмоций и чувств: стыда, вины, раскаяния, удовлетворенной и неудовлетворенной совести, гордости и т. д. Безусловно, эмоции и чувства принадлежат сознанию. Но было бы односторонностью рассматривать эмоции и чувства в их только идеальном содержании, как состояние морального сознания. Социально-нравственная сущность и значение чувств состоят в том, что они выступают побудителями поступков, стимулируют тот или иной тип поведения. Существует и обратная связь: источники эмоций и чувств лежат в практической жизнедеятельности людей, а не в некоем автономном «чистом разуме». Деятельность же, социальная практика представляет собой единственно правильный критерий оценки эмоций и чувств. Недаром К. Маркс писал о совести, этом специфически-моральном чувстве, что она разная у представителей различных классов и социальных групп: «…у республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего— иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить». Между тем социальная и психологическая природа нравственных чувств, их роль в мотивации поведения изучены еще крайне слабо.

Марксистско-ленинская этика является философским обоснованием научной теории нравственного воспитания, формирования социалистической личности. При этом речь идет о формировании положительного нравственного поведения, т. е. о цели, для которой воспитание нравственного сознания является лишь средством. Воспитание сознания и воспитание поведения — не одно и то же. Есть немало людей, у которых между правильным моральным сознанием и их поведением — дистанция огромного размера. Поведение помимо своих рассудочных компонентов (знания, убеждения и пр.) во многом зависит от культуры чувств, как это было показано в книге, и даже от волевых качеств индивида.

Одностороннее внимание этиков только к рациональным, рассудочным элементам морального сознания, которое имело место в прошлом, вело к ограниченности взглядов на пути и средства нравственного воспитания. В самом деле, если задача воспитания — формирование «правильного» или «должного» морального сознания, то единственным и достаточным способом может показаться простое натаскивание воспитуемого в моральных прописях, словесно-назидательное морализирование. Если же целью нравственного воспитания считать формирование положительного поведения, то преимущественным средством воспитания будет выступать не словесное внушение (хотя и оно в определенных ситуациях необходимо и полезно), а воспитание в деле, в ходе выполнения определенных практических действий (трудовых, учебных и т. п.), в которых активно участвует сам воспитуемый.

Коммунистической партией было выдвинуто и получило теоретическое обоснование и развитие понятие активной жизненной позиции личности. Это понятие включает в себя сложное комплексное содержание: мировоззренческие, политические, нравственные, эстетические установки человека, его ценностные ориентации, определенный социальный тип поведения. Не случайно понятие активной жизненной позиции социалистической личности, задача воспитания такой позиции у всех советских людей ставятся в прямую связь с целями идейно-нравственного формирования людей. Поскольку речь идет об активной жизненной позиции социалистической личности, постольку активная нравственная позиция выступает существенной стороной этой позиции и проявляется во всех сферах деятельности строителя коммунизма. Эта «вездесущность» нравственной позиции определяет в свою очередь сложное комплексное содержание самого этого понятия. Центральным звеном его, как отмечалось, является сознание и чувство моральной ответственности за поведение. К этому следует добавить, что Коммунистическая партия особо подчеркивает такую сторону активной жизненной позиции передовой социалистической личности (которая в то же время является и моральным требованием к поведению), как единство слова и дела, намерений и поступков людей, их сознания и поведения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: