X

Единство трудового и нравственного воспитания

Трудовое воспитание решает ряд общих и специфических задач, где основным является воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности. Это характерно как для трудового, так и для нравственного воспитания. Общая направленность названных видов воспитания обусловливает необходимость рассмотрения их в органическом единстве. Важнейшей задачей трудового воспитания является формирование трудолюбия, профессионального мастерства, прочных производственных навыков и умений, а также знаний, которые проявляются в творческом отношении к труду.

В процессе осуществления трудового воспитания большую роль играют: социалистическое соревнование; рационализация и изобретательство ; наставничество; воспитание трудовой дисциплины (борьба с простоями, сокращение внутрипроизводственных потерь, увеличение плотности рабочего времени, ритмичность производства и т. д.); профессиональная подготовка и переподготовка кадров (школы коммунистического труда, производственное обучение, овладение смежными профессиями, система экономического образования, распространение передового опыта, школы мастеров); самодеятельные формы трудовой активности трудящихся (работа в группах народного контроля, комиссиях по качеству и т. д.); техническая оснащенность производства (улучшение условий труда работающих, механизация и автоматизация производства, внедрение нового технологического оборудования, борьба с травматизмом и т. д.).

Кроме того, благодаря социалистическому соревнованию, рационализации и изобретательству, наставничеству, профессиональной подготовке и другим формам реализуется единство и взаимодействие трудового и нравственного воспитания. Например, участие рабочих в самодеятельных формах управления производством способствует трудовой активности человека и формирует его моральные убеждения.

Нравственная функция труда наглядно проявляется в соревновании за коммунистическое отношение к труду, которое проходит под девизом: «учиться, работать и жить по-коммунистически». Это движение характерно для определенного этапа общественного развития, оно связано с изменением содержания труда и психологии человека в нашей стране.

Важное воспитательное значение имеют новые формы проявления коммунистического отношения к труду. Так, например, широко распространено на предприятиях движение за право работать без отдела технического контроля (ОТК). Вопросы качества труда при этом приобретают нравственный смысл.

Большой интерес представляют школы коммунистического труда, в которых происходит политическая и профессиональная подготовка рабочих. Эти школы превратились в лабораторию передового опыта, где секреты мастерства становятся достоянием каждого рабочего.

Трудолюбие в социалистическом обществе формируется всей системой коммунистического воспитания. В воспитании этого личностного качества заинтересованы как социалистическое общество, так и сама личность. В коммунистическом обществе это качество превратится в первую жизненную потребность человека. Трудолюбие при социализме дополняется стимулами профессиональной этики, нравственной позицией личности.

В трудовой деятельности проявляется отношение человека к предметам и средствам труда, к самой трудовой деятельности. Сознательность человека отражает понимание значимости труда, общественной собственности на средства производства, стремление к бережливости и экономии. Как необходимое нравственное качество, она проязляется во взаимопомощи и коллективизме, в творческом и инициативном отношении к труду, а также и в других формах. На эти особенности обращал внимание В. И. Ленин.

Осуществление трудового и нравственного воспитания в современных условиях предполагает учет таких факторов, как изменение содержания и характера труда под влиянием научно-технического прогресса. Так, например, внедрение ЭВМ для автоматизированных систем управления технологическими процессами изменяет содержание труда, делает его в нравственном отношении более привлекательным. Наряду с этим совершенствуются отношения в коллективе, весь хозяйственный механизм, система морального и материального стимулирования.

Решение задач трудового и нравственного воспитания предполагает дальнейшее развитие внутриколлективных отношений, а также повышение эффективности идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах. Внутриколлективная форма воспитания коммунистического отношения к труду обусловлена целым рядом социальных факторов, и прежде всего таких, как устойчивость и сплоченность коллектива, уровень сознания, состояние дисциплины и трудовой активности и т. д.

В процессе труда при социализме формируется принципиально новое отношение к материальному и моральному стимулированию. Личная материальная заинтересованность базируется на основном принципе социалистического общества: «От каждого по способности, каждому по труду». Этот принцип постоянно совершенствуется, развивается. Материальное стимулирование неразрывно связано с моральной оценкой результатов труда, что способствует высокопроизводительному труду. Моральное и материальное стимулирование рассматривается как мера вознаграждения за результаты труда.

В процессе трудового и нравственного воспитания немаловажное значение имеет оптимальное сочетание материальных и моральных стимулов. Моральное стимулирование опирается на социалистические производственные отношения и присуще общественному характеру труда при социализме. При этом моральный фактор проявляется на основе общественного интереса благодаря осознанию каждым человеком его личного вклада в общественное производство. В итоге материальный интерес при социализме для общества и конкретного работника отражает единство цели социалистического производства и экономической политики.

Моральное и материальное стимулирование должно выступать в процессе производства взаимосвязано. Абсолютизация того или иного вида стимулирования приводит, как об этом свидетельствует практика, к сдерживанию трудовой активности трудящихся.

Как объективная оценка результатов человеческого труда, моральный фактор наиболее наглядно проявляется в социалистическом соревновании. В процессе соревнования происходит общественная нравственная оценка деловых и нравственных достоинств человека, что становится моральным стимулом его трудовой активности. Моральная реакция личности на этот вид стимулирования обусловлена теми переменами, которые произошли в профессиональном и нравственном отношении. Социологические исследования, проводимые на промышленных предприятиях, свидетельствуют о том, что моральное стимулирование имеет важное значение в трудовом и нравственном воспитании. В своем единстве с материальным стимулированием моральный фактор является решающим в нравственном воспитании.

Примером единства морального и материального стимулирования может служить социалистическое соревнование, организованное следующим образом: между цехами производственного объединения по технологической цепочке действует договорная система, в основе которой наряду с объективными показателями лежат и моральные факторы. Сущность этого вида соревнования касается морального фактора и материальной оценки в деле выполнения напряженных планов текущей пятилетки. А основной направленностью этого вида соревнования является социально-нравственная значимость труда человека.

Эффективность трудового и нравственного воспитания зависит не от количества проведенных мероприятий, а от качества этой работы, включенности работника в сферу общественно полезной трудовой деятельности и от его нравственного сознания.

admin: