X

Нравственное и правовое воспитание

Нравственное воспитание тесно связано и с правовым воспитанием масс. Главная цель правового воспитания состоит в целенаправленном формировании социалистического правосознания, глубокого уважения к законам социалистического государства.

В условиях развитого социализма создается возможность более полного, всестороннего достижения этой цели, чем в период начала социалистического строительства. Если раньше перед партией стояла задача изменить правовое, политическое и нравственное сознание целых классов и социальных слоев общества, перестраивая коренные условия их жизни, то сейчас воспитание социалистического правосознания, как и других видов общественного сознания, опирается на прочно достигнутое социально-политическое и идейное единство всего общества, всех его классов и социальных слоев, на общность мировоззрения советского народа, основой которого является марксизм-ленинизм. В современных условиях преодолены трудности внутреннего развития советского общества, порождавшиеся влиянием остатков эксплуататорских классов на сознание трудящихся. Все это дает возможность организовать воспитание социалистического правосознания более глубоко и дифференцированно, больше уделить внимания воспитанию личности, малых социальных групп, различных слоев населения, усилить профилактическую работу в тех трудовых коллективах и малых социальных группах населения, где наблюдаются негативные явления.

«Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека»,— так определил Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии цель правового воспитания трудящихся на современном этапе.

Воспитание уважения к закону основывается на общем укреплении общественной дисциплины всеми морально-политическими и правовыми средствами. В развитом социалистическом обществе требование высокой дисциплины, нетерпимость к любым отклонениям от норм права и социалистической нравственности стало достоянием подавляющего большинства советских людей. Это с новой силой подтвердило всенародное обсуждение проекта новой Конституции СССР. Характеризуя предложения, поступившие в ходе этого обсуждения, Л. И. Брежнев говорил: «Получены тысячи предложений сказать в Конституции, что всякое уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества. Люди требуют строже наказывать прогульщиков, любителей нетрудовых доходов. Нельзя не поддержать эти справедливые соображения»

Воспитание советских людей в духе высокой сознательной дисциплины, активного участия в делах общества и государства, непримиримости к антиобщественным явлениям составляет важную задачу формирования политической и правовой культуры, активной нравственной позиции у каждого советского человека.

Правовое воспитание — составная часть идеологической работы партии по формированию научного мировоззрения трудящихся и коммунистической морали.

Комплексный подход к постановке всего дела воспитания в полной мере относится и к правовому воспитанию, которое целесообразно строить не по принципу организации лишь лекций и бесед юридических работников, а в тесном взаимодействии с политическим, нравственным, трудовым воспитанием.

Связь правового и нравственного воспитания выражается во взаимном влиянии воспитательных воздействий, направленных на выработку навыков отношений между людьми, устойчивых убеждений и потребностей поступать в соответствии с нормами социалистического права и коммунистической нравственности, на выработку понимания и усвоения людьми двух взаимопроникающих форм социального регулирования поступков, необходимых во всякой деятельности.

В чем же состоят особенности взаимодействия правового и нравственного регулирования и воспитания?

Нравственное регулирование носит всеобщий характер в том смысле, что принципы и нормы нравственности, непосредственно выражающие социальную необходимость регулировать взаимоотношения людей, сочетая интересы общества и личности, охватывают все стороны общественной жизни. Этические начала распространяются и на правовое регулирование, лежат в основе права и правовых отношений.

Это качество нравственности как всеобщей духовной основы всякой деятельности людей имеет важное значение для нос питания нового человека в социалистическом обществе. Именно в таких высоких нравственных качествах личности, как преданность делу коммунизма, интернационализм, товарищеская взаимопомощь, добросовестное отношение к труду и социалистической собственности отражаются достижения реального социализма в формировании нового человека.

Право и правосознание охватывают более узкий круг отношений между людьми и их взаимоотношений с обществом и государством, чем нравственность. Право меньше, например, вторгается в сферу личной жизни. Тем не менее большая

часть отношений социалистического общества регулируется одновременно и правом, и нравственностью, что обусловливает их тесное взаимодействие между собой и соответствующее сочетаний задач и методом морального и правового воспитания. Так, участие трудящихся в деятельности органов государственной власти, в хозяйственной деятельности опосредствуется и правом, и нравственностью. Поэтому в сознании советских людей добросовестное отношение к труду, политическая и хозяйственная активность и многие другие социальные поступки оцениваются одновременно и как моральный долг, и как юридическое право гражданина.

Наиболее глубоким источником тесного взаимодействия права и нравственности в социалистическом обществе является их идейно-классовое единство, которое является важной опорой воспитания личности в духе идеалов коммунизма.

Идейно-классовое единство права и морали выражается в общности их основных принципов, в том, что как право, так и нравственность являются выражением передового сознания и воли советского народа. В условиях развитого социализма это единство приобретает новые черты: оно выражает широкую нравственную, внутреннюю поддержку права всем народом.

Для антагонистического классового общества такое единство права с нравственными взглядами и нормами всех крупных социальных групп недостижимо в силу непримиримости классовых противоречий. Поэтому ни одно буржуазное государство не в состоянии обеспечить прочную нравственную базу законодательства, какая возникает в социалистических государствах и возрастает по мере упрочения и развития социализма. О прочности этой базы красноречиво свидетельствует обсуждение проекта новой Конституции СССР всем советским народом, ее одобрение, небывалая политическая активность всех слоев трудящихся нашего общества.

Нравственное регулирование необходимо во всех областях общественной жизни. Но это не означает, что оно является достаточным для регулирования всех сторон даже наиболее важных отношений классового общества. В некоторых аспектах право как специфически классовый регулятор, опирающийся на силу государства, играет роль важнейшего регулятора общественных отношений.

В классово антагонистическом обществе моральные основы поведения представителей разных классов выявляют свою непримиримую противоположность в многообразных формах классовой борьбы. С притязанием на роль единственного, обязательного для всего общества регулятора поведения выступает право как воля господствующего класса, выражаемая и охраняемая государством.

В социалистическом обществе достигнуто социально-политическое и идейное единство народа. В нем действует единая социальная система морали — коммунистическая нравственность рабочего класса, ставшая достоянием всех классов, социальных групп и наций общества. Тем не менее в моральном сознании отдельных людей и моральной практике взаимоотношений между ними еще сохраняется влияние чуждой социализму индивидуалистической морали, противопоставление личного общественному; имеют место аморальные, антиобщественные поступки.

Еще не все члены общества овладели принципами и нормами коммунистической нравственности. Не все общественные отношения могут строиться только на основе нравственного регулирования.

«…Не впадая в утопизм, нельзя думать,— отмечал В. И. Ленин,— что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество бег всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу»

Отсюда следует, что, охватывая наиболее широкую сферу отношений в социалистическом обществе, коммунистическая нравственность, без сочетания с другими средствами нормативного регулирования, не обеспечивает полного регулирования всех сторон и элементов этих отношений. Так, обеспечивая добросовестное отношение к труду со стороны подавляющего большинства граждан, моральные нормы могут оказаться недостаточными для воздействия на лентяев, систематических нарушителей трудовой дисциплины. Для этого и существуют правовые нормы, закрепляющие трудовой распорядок как обязательный для всех без исключения работников и устанавливающие меры государственного принуждения для лиц, систематически его нарушающих.

Известно, что при социализме распределение труда и распределение продукта между членами общества объективно требуют правового регулирования со стороны государства, поскольку продукты делятся «по работе», поскольку необходимо, охраняя общую собственность на средства производства, охранять равенство труда и дележа продукта.

Социалистическое общество вынуждено также правовыми мерами охранять интересы трудящихся от посягательств тех лиц, которые не желают жить честным трудом, которые совершают правонарушения. В борьбе с антиобщественными явлениями социалистическое общество не может ограничиться одними мерами нравственного характера. Здесь наряду с воспитанием и убеждением необходимы и меры государственного принуждения, использование силы закона.

Наконец, в ряде случаев, например в трудовых и имущественных отношениях, в области расчетов между предприятиями и т. п., права и обязанности сторон не могут быть определены только на основе норм коммунистической нравственности, а требуют конкретизации в единообразных, формально-определенных нормативах, свойственных праву. Как показывает вся хозяйственная практика социализма, без четкой правовой регламентации руководство хозяйством обходиться не может, а при ее ослаблении терпит значительный ущерб.

В регулировании отношений по труду, имущественных отношений, в руководстве хозяйством, в борьбе с антиобщественными явлениями большая роль принадлежит и коммунистической морали, таким ее проявлениям, как новые формы бригадной ответственности и борьба за высокое качество продукции, новые формы взаимоотношений между предприятиями, которые регулируются нормами нравственности. Широко применяются и средства общественного, морального воздействия на нарушителей правопорядка.

Отсюда можно сделать вывод, что социалистическое право и коммунистическая нравственность тесно взаимодействуют во всех главных сферах общественной жизни, регулируют различные, часто не совпадающие или не полностью совпадающие сферы общественных отношений. Тем самым правовая и моральная формы регулирования в социалистическом обществе, единые по своей сущности и цели, дополняют друг друга, в совокупности воздействуя на все главные стороны социального поведения людей.

В правовой и философской литературе обычно указывают на такие отличия правового воздействия, как его внешне официальный характер (внешнюю обязательность); большую конкретность правовых норм по сравнению с нравственными и обеспеченность их средствами государственного принуждения. Отмечаются также более широкая сфера действия и более широкие исторические рамки существования морали по сравнению с правом.

Право, воздействуя на те же отношения, что и мораль, фиксирует в них прежде всего практическую, «деловую» сторону. Конечно, и в праве выражены непосредственно моральные критерии (обязанность добросовестно относиться к труду, защита Отечества как священный долг гражданина и т. п.). Однако специфическими критериями права выступают не сами по себе справедливость, совесть, честь, а основанные на них конкретные варианты возможного и должного поведения.

Правовые нормативные критерии поведения представляют собой как бы конкретные выводы для данной практической ситуации из политических, хозяйственных, социальных, идейных устоев социалистического общества. Одним из главных идейных устоев социалистических правовых норм является их соответствие требованиям коммунистической морали.

Таким образом, в отличие от моральной оценки обязательным элементом правовой оценки того или иного поступка служит соотнесение его с требованием закона (или подзаконного акта). Согласно категориям правосознания, поступок может быть законным или незаконным (правомерным или неправомерным); разрешаемым государством, поддерживаемым и поощряемым им (совершение такого поступка составляет юридическое право лица); предписываемым государством (совершение его составляет юридическую обязанность); запрещаемым законом (совершение подобного поступка является правонарушением).

В правовой литературе можно встретить утверждение, что главными категориями правосознания, выражающими его специфику, являются юридические права и обязанности. Конечно, вполне возможно рассмотреть каждый поступок в сопоставлении с правами и обязанностями человека, установив, что, например, приобретение в собственность предметов личного потребления составляет право гражданина, что гражданин имеет право поступить на работу, получать ежегодный отпуск, в надлежащих случаях— пенсию и пособия и т. п. Точно так же можно выразить содержание правосознания в виде представлений об обязанностях.

Однако кроме юридических каждый человек имеет моральные и иные общественные права и выполняет соответствующие обязанности. Какие права и обязанности являются юридическими -об этом можно судить, только сопоставив соответствующие акты возможного поведения с законом, с выраженной в нем государственной волей народа. Поэтому именно соответствие закону (законность, правомерность) является исходной категорией правосознания и даваемых им оценок поступкам и общественным учреждениям.

Из сказанного вытекает, что необходимым элементом правосознания являются знания, представления о действующем законе. При совпадении основной сущности правовых и нравственных критериев (оценок) поведения в социалистическом обществе, о котором шла речь выше, полностью они все же не совпадают, что и является источником относительной самостоятельности правосознания и его социальной ценности.

Действительно, правовое воспитание могло бы рассматриваться как часть нравственного, как усвоение личностью нравственных оценок и установок в области правового регулирования, если бы не вырабатывались в правовой практике особые критерии. Так, оценки преступления социалистическим правосознанием и коммунистической моралью не тождественны по своей форме и критериям. Правовое сознание дает оценку преступлению как действию, посягающему на советский общественный и государственный строй, на иные интересы социалистического общества и личности. Критерием нравственной оценки преступления является его антигуманный, антисоциальный характер.

Следовательно, существуют специфические черты правового регулирования отношений в социалистическом обществе, и отсюда вытекают особые задачи правового воспитания. Однако организационные формы правового воспитания, его методы в основном соответствуют формам и методам нравственного воспитания. Это пропаганда (устная и печатная) права, правовое просвещение трудящихся на различных уровнях; индивидуальная воспитательная работа по предупреждению правонарушений и перевоспитанию правонарушений; участие трудящихся в правовой практике. Правовое воспитание и нравственное тесно связаны между собой.

Педагоги, юристы и представители иных отраслей знания правильно подчеркивают необходимость сочетания правового воспитания с нравственным. В особенности важным является соединение правового воспитания с нравственным в средних школах, в работе с молодежью. Это подтверждается проведенными в нашей стране исследованиями правосознания молодежи, выявившими, что большинство подростков и молодых правонарушителей, оценивая значимость поступков, исходят из ложных нравственных критериев — ложного товарищества, боязни обвинения в «трусости» и т. п. Правовое воспитание молодых людей должно сочетаться с политическим и нравственным, преследовать единые цели.

Вместе с тем разработанные сейчас программы, учебные и методические пособия по предмету «Основы советского государства и права» уделяют еще недостаточно внимания нравственным проблемам соблюдения законности, борьбы с преступностью. Важно продумать вопросы методики преподнесения материала, специального заострения внимания школьников на проблемах гуманизма, вопросах служения интересам трудящихся. Познание социальной ценности права, правосудия, правомерного поведения раскрывается для человека прежде всего и глубже всего именно через этические категории как наиболее общее выражение общественных взаимосвязей. Так, право и правомерное поведение ассоциируются со справедливостью, преступление — со злом, правосудное решение — с благом и т. д. Поэтому наиболее доступным и общезначимым для обыденного сознания является именно нравственная оценка правовых явлений.

Наряду с совершенствованием учебной программы важно всемерно развивать различные формы посильного активного участия школьников и работающей молодежи в охране общественного порядка, охране природы, использовать различные виды детского и молодежного самоуправления для выработки навыков общественной дисциплины, соблюдения порядка, сохранения общественного имущества. Изучение простейших правовых норм, как показывает опыт, помогает укреплению нравственных установок школьников, пробуждает интерес к проблемам общественной жизни, моральной практики отношений между людьми.

Правовая пропаганда должна не сводиться к простой информации о законодательстве, а сочетаться с усвоением нравственных и политических основ советского законодательства. Главная задача широкого воспитания масс состоит не в том, чтобы дать профессионально-юридические знания каждому гражданину, а в том, чтобы сформировать потребность знать и соблюдать основные требования закона. И достичь этого можно, только конкретно раскрывая политическое значение советского права, преимущество его основных институтов перед буржуазными.

Примером может служить в этом отношении работа тех партийных организаций, которые сумели поставить задачу правового воспитания и укрепления законности в центр внимания своей деятельности: вопросы нравственного воспитания подвергаются глубокому, деловому обсуждению на пленумах партийных комитетов, на сессиях Советов народных депутатов, на собраниях первичных партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Важную роль играет разработка комплексных планов мероприятий по профилактике правонарушений, на выполнение которых мобилизуются все силы общественности, печати, радио и телевидения, товарищеских судов и дружин наряду с государственными органами охраны правопорядка. В результате борьба с правонарушениями принимает активный, наступательный, всесторонний характер. Необходимо отметить пользу, которую приносит включение в планы социального развития мероприятий по пропаганде действующего законодательства и правовому воспитанию трудящихся.

Система пропаганды, обучения правовым знаниям в трудовых коллективах необходима для воспитания нравственных основ отношения к закону, поскольку глубокое восприятие личностью на нравственном уровне требует не случайного ознакомления с отдельными правовыми требованиями, а известного «упражнения сознания» для выработки внутренней солидарности с принципами и ведущими положениями социалистического права в целом.

Нравственные убеждения личности, дополняемые требованиями правосознания, знанием правовых норм, образуют наиболее глубокий сплав этико-правовых установок, становящихся своеобразным «внутренним» кодексом личности в условиях социализма, где развитие личности, благо человека приобретает значение высшей ценности. Воспитанию уважения к закону должно способствовать повышение уровня правового знания, что позволило бы соединить воспитание правовых и нравственных ценностей коммунистического отношения к общественному долгу, к общественному порядку и законности в развитом социалистическом обществе.

Важнейшей задачей правового и нравственного воспитания трудящихся в настоящее время является широкое изучение новой Конституции СССР, внедрение ее положений в практику всей деятельности партийных организаций, государственных органов, общественности, дальнейшее развитие социально-политической активности советских людей. В докладе о проекте Конституции СССР и итогах ее всенародного обсуждения Л. И. Брежнев говорил: «Мы хотим, чтобы граждане СССР хорошо знали свои права и свободы, пути и методы их осуществления, чтобы они умели применять эти права и свободы в интересах строительства коммунизма, ясно понимали их неразрывную связь с добросовестным выполнением своих гражданских обязанностей. Содействовать этому, помогать выработке высокой политической культуры у каждого гражданина — важная задача партийных, государственных и общественных организаций, ответственных за коммунистическое воспитание трудящихся».

admin: