Мышление. Мышление как познавательный процесс

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Нарушения мышления

Для простоты можно представить себе, что мышление состоит из двух блоков — мотивационного («Чего хочет человек?») и операционного («Как этого добиться?»). При различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития встречаются разнообразные нарушения мышления.

При поражениях лобных долей мозга страдают механизмы программирования и контроля, а другие интеллектуальные операции остаются сохранными. Поражение ассоциативных зон затылочной доли, наоборот, приводит к нарушению наглядно-образных форм мышления. При поражении речевых зон левого полушария наблюдаются затруднения в формировании или восприятии речи.

Варианты нарушений мышления показаны в табл. 9.6.

Таблица 9.6. 

Нарушения мышления
Вид нарушения мышления Описание нарушения мышления
Ускорение процесса мышления Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей, вихря мыслей и представлений
Замедление процесса мышления Замедление процесса возникновения ассоциаций, уменьшение их количества в каждый данный отрезок времени
Ментизм Непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний
Обстоятельность мышления Замедление процесса образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих, утрата способности дифференцировки (главного от второстепенного), излишняя детализация
Тугоподвижность мышления Вязкость мышления, выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, замедленность хода мыслей, снижение переключаемости
Бессвязность мышления Потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу, синтезу, утрата способности к образованию ассоциативных связей, к отражению действительности в ее связях и отношениях. Мышление ограничивается хаотическими, бессмысленными связями
Сужение объема мышления Крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мышления
Персеверация мышления Длительное преобладание какой-то одной мысли на фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса
Резонерское мышление Бесплодное, отвлеченное мудрствование, пустое философствование, лишенное познавательного смысла
Разорванность мышления Отсутствие смысловой связи между отдельными слагаемыми фразы при сохранении в ней грамматических правил
Закупорка мышления (шперрунг) Неожиданная остановка, внезапная блокада мысли, ее перерыв
Паралогическое мышление Соединение несопоставимых явлений, положений, обстоятельств, объединение противоречивых идей, образов

К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде. При этом наблюдается нарушение равновесия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении.

  1. Дебильность — человек владеет элементарными навыками письма, счета и может овладевать простыми профессиями.
  2. Имбецильность — когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала.
  3. Идиотия — наиболее глубокое нарушение психического развития.




Комментарий к статье