Нарушения мышления
Для простоты можно представить себе, что мышление состоит из двух блоков — мотивационного («Чего хочет человек?») и операционного («Как этого добиться?»). При различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития встречаются разнообразные нарушения мышления.
При поражениях лобных долей мозга страдают механизмы программирования и контроля, а другие интеллектуальные операции остаются сохранными. Поражение ассоциативных зон затылочной доли, наоборот, приводит к нарушению наглядно-образных форм мышления. При поражении речевых зон левого полушария наблюдаются затруднения в формировании или восприятии речи.
Варианты нарушений мышления показаны в табл. 9.6.
Таблица 9.6.
Вид нарушения мышления | Описание нарушения мышления |
Ускорение процесса мышления | Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей, вихря мыслей и представлений |
Замедление процесса мышления | Замедление процесса возникновения ассоциаций, уменьшение их количества в каждый данный отрезок времени |
Ментизм | Непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний |
Обстоятельность мышления | Замедление процесса образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих, утрата способности дифференцировки (главного от второстепенного), излишняя детализация |
Тугоподвижность мышления | Вязкость мышления, выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, замедленность хода мыслей, снижение переключаемости |
Бессвязность мышления | Потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу, синтезу, утрата способности к образованию ассоциативных связей, к отражению действительности в ее связях и отношениях. Мышление ограничивается хаотическими, бессмысленными связями |
Сужение объема мышления | Крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мышления |
Персеверация мышления | Длительное преобладание какой-то одной мысли на фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса |
Резонерское мышление | Бесплодное, отвлеченное мудрствование, пустое философствование, лишенное познавательного смысла |
Разорванность мышления | Отсутствие смысловой связи между отдельными слагаемыми фразы при сохранении в ней грамматических правил |
Закупорка мышления (шперрунг) | Неожиданная остановка, внезапная блокада мысли, ее перерыв |
Паралогическое мышление | Соединение несопоставимых явлений, положений, обстоятельств, объединение противоречивых идей, образов |
К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде. При этом наблюдается нарушение равновесия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении.
- Дебильность — человек владеет элементарными навыками письма, счета и может овладевать простыми профессиями.
- Имбецильность — когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала.
- Идиотия — наиболее глубокое нарушение психического развития.