МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ

Существует множество классификаций потребностей. Одна из них разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные (рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Другая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Американский психолог У. Мак-Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности. Соотношение основных инстинктов и их проявлений, согласно воззрениям этого ученого, показано в табл. 17.2.

Следует отметить, что в данной таблице отсутствует весьма сильный инстинкт экономии сил, проявлением которого является такое психологическое понятие, как лень.

Обычно у человека имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную как пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды — стремление личности к самореализации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (рис. 17.3).

Рис. 17.2. Классификация потребностей по происхождению

Таблица 17.2. Соотношение инстинктов и потребностей
ИнстинктЕго проявление
Пищевой инстинктГолод
Инстинкт самосохранения (страх)Бегство
Стадный инстинктСтремление к общению
Инстинкт приобретательстваЖадность
Инстинкт продолжения родаПоловое влечение
Родительский инстинктНежность
Инстинкт созиданияСтремление к активности
ОтвращениеНеприятие, отторжение
УдивлениеЛюбознательность
ГневАгрессивность
СмущениеСамоуничижение
ВоодушевлениеСамоутверждение
Рис. 17.3. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу (с изменениями)

Рис. 17.3. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу (с изменениями)

Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в табл. 17.3.

Таблица 17.3. Содержание уровней пирамиды потребностей
Уровень потребностейСодержание
Физиологические (биологические) потребностиПотребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.
Потребность в безопасности и стабильностиПотребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной
Потребность в любви и принадлежности к группеПотребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе
Потребность в уважении и признании
  • а) Стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе;
  • б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти
Потребность в новизнеСтремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь
Потребность к преодолению трудностейПотребность к риску, приключениям и преодолению трудностей
Потребность к независимостиПотребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств
Потребность в красоте и гармонииПотребность к порядку, гармонии, красоте
Потребность в самореализацииСтремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание людьми истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Они далеко не всегда осознают истинные мотивы и глубинные причины своих поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс, «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей».

Существуют разные подходы к классификации мотивов поведения человека, исходя из преобладающих социальных установок, ведущего вида деятельности, степени осознанности и т. д. (табл. 17.4). Выбор того или иного подхода, как правило, диктуется целью психологического исследования.

Таблица 17.4. Классификация мотивов
Группа мотивовПримеры видов мотивов
По содержанию потребностейБиологические и социальные
Самоуважения и самоунижения
По социальным установкамЛичные и общественные
Эгоистические и альтруистические
Нравственные и безнравственные
По видам деятельностиТрудовые
Учебные
Исследовательские
Коммуникативные
По степени осознанияОсознанные
Не осознанные
По длительностиКратковременные
Средней длительности
Устойчивые
По уровню притязанийДостижение успеха
Избегание неудач

Рассматривая вопрос о мотивации к успеху и избеганию неудач, следует заметить, что, как показывают исследования, большинство людей можно отнести к одному из двух альтернативных классов: одни из них стремятся к успеху, другие — стараются избегать возможных неудач. Эти два мотива определяют разные стратегии жизни, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Основные отличия данных мотивов показаны в табл. 17.5.

Таблица 17.5. Сравнение мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач
Критерий отличияИзбегание неудачиСтремление к успеху

Главный мотив

Любыми средствами избежать возможной неудачи

Любыми средствами добиться успеха

Отношение к имеющимся ресурсам

Главное — не потерять то, что уже есть

Недостаточно того, что уже имеется, хочется большего

Уровень целей

Ставят перед собой или очень легкие цели, которые легко достигать, или такие трудные, таким образом, чтобы не достижение их не повлияло на самооценку

Цели — выше средней трудности; их достижение или не достижение существенно влияет на самооценку

Характер поведения по отношению к поставленной целиНепоследовательны в достижении цели. Склонны к поиску помощи для их достиженияПоследовательны и упорны в достижении цели. Самостоятельно достигают их
Отношение к ситуациям, где имеется риск или ответственностьИзбегают подобных ситуаций. Отношение к риску двоякое — в основном избегают его, но иногда идут на необоснованный рискАктивно ищут такие ситуации и принимают в них участие. Не боятся соревнований. Готовы принять вызов
Стратегии поведения при неудачахПри неудаче отказываются от принятой стратегии в пользу менее эффективной. После успеха выбирают более легкую цель, после неудачи — более труднуюПри неудаче стараются корректировать стратегию поведения или выбирают более легкие цели. После успеха выбирают более трудные цели
Отношение к обратной связиНе стремятся к обратной связи, показывающей степень эффективности их поведенияИщут возможность получить обратную связь, внимательно к ней прислушиваются
Масштаб и сроки планированияПо срокам — ближайшее, реже — весьма отдаленное и нечеткое планирование. По масштабу — мелкое либо очень глобальное (нереалистичное) планированиеПо срокам — среднесрочные или отдаленные планы.

По масштабу — реалистичное, исходя из возможностей

СамооценкаНеустойчивая: завышенная или заниженнаяАдекватная и устойчивая

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: