КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ
Существует множество классификаций потребностей. Одна из них разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные (рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
Другая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Американский психолог У. Мак-Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности. Соотношение основных инстинктов и их проявлений, согласно воззрениям этого ученого, показано в табл. 17.2.
Следует отметить, что в данной таблице отсутствует весьма сильный инстинкт экономии сил, проявлением которого является такое психологическое понятие, как лень.
Обычно у человека имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную как пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды — стремление личности к самореализации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (рис. 17.3).
Инстинкт | Его проявление |
Пищевой инстинкт | Голод |
Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
Стадный инстинкт | Стремление к общению |
Инстинкт приобретательства | Жадность |
Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
Родительский инстинкт | Нежность |
Инстинкт созидания | Стремление к активности |
Отвращение | Неприятие, отторжение |
Удивление | Любознательность |
Гнев | Агрессивность |
Смущение | Самоуничижение |
Воодушевление | Самоутверждение |
Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в табл. 17.3.
Уровень потребностей | Содержание |
Физиологические (биологические) потребности | Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр. |
Потребность в безопасности и стабильности | Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной |
Потребность в любви и принадлежности к группе | Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе |
Потребность в уважении и признании |
|
Потребность в новизне | Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь |
Потребность к преодолению трудностей | Потребность к риску, приключениям и преодолению трудностей |
Потребность к независимости | Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств |
Потребность в красоте и гармонии | Потребность к порядку, гармонии, красоте |
Потребность в самореализации | Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты |
Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание людьми истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Они далеко не всегда осознают истинные мотивы и глубинные причины своих поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс, «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей».
Существуют разные подходы к классификации мотивов поведения человека, исходя из преобладающих социальных установок, ведущего вида деятельности, степени осознанности и т. д. (табл. 17.4). Выбор того или иного подхода, как правило, диктуется целью психологического исследования.
Группа мотивов | Примеры видов мотивов |
По содержанию потребностей | Биологические и социальные |
Самоуважения и самоунижения | |
По социальным установкам | Личные и общественные |
Эгоистические и альтруистические | |
Нравственные и безнравственные | |
По видам деятельности | Трудовые |
Учебные | |
Исследовательские | |
Коммуникативные | |
По степени осознания | Осознанные |
Не осознанные | |
По длительности | Кратковременные |
Средней длительности | |
Устойчивые | |
По уровню притязаний | Достижение успеха |
Избегание неудач |
Рассматривая вопрос о мотивации к успеху и избеганию неудач, следует заметить, что, как показывают исследования, большинство людей можно отнести к одному из двух альтернативных классов: одни из них стремятся к успеху, другие — стараются избегать возможных неудач. Эти два мотива определяют разные стратегии жизни, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Основные отличия данных мотивов показаны в табл. 17.5.
Критерий отличия | Избегание неудачи | Стремление к успеху |
Главный мотив |
Любыми средствами избежать возможной неудачи |
Любыми средствами добиться успеха |
Отношение к имеющимся ресурсам |
Главное — не потерять то, что уже есть |
Недостаточно того, что уже имеется, хочется большего |
Уровень целей |
Ставят перед собой или очень легкие цели, которые легко достигать, или такие трудные, таким образом, чтобы не достижение их не повлияло на самооценку |
Цели — выше средней трудности; их достижение или не достижение существенно влияет на самооценку |
Характер поведения по отношению к поставленной цели | Непоследовательны в достижении цели. Склонны к поиску помощи для их достижения | Последовательны и упорны в достижении цели. Самостоятельно достигают их |
Отношение к ситуациям, где имеется риск или ответственность | Избегают подобных ситуаций. Отношение к риску двоякое — в основном избегают его, но иногда идут на необоснованный риск | Активно ищут такие ситуации и принимают в них участие. Не боятся соревнований. Готовы принять вызов |
Стратегии поведения при неудачах | При неудаче отказываются от принятой стратегии в пользу менее эффективной. После успеха выбирают более легкую цель, после неудачи — более трудную | При неудаче стараются корректировать стратегию поведения или выбирают более легкие цели. После успеха выбирают более трудные цели |
Отношение к обратной связи | Не стремятся к обратной связи, показывающей степень эффективности их поведения | Ищут возможность получить обратную связь, внимательно к ней прислушиваются |
Масштаб и сроки планирования | По срокам — ближайшее, реже — весьма отдаленное и нечеткое планирование. По масштабу — мелкое либо очень глобальное (нереалистичное) планирование | По срокам — среднесрочные или отдаленные планы.
По масштабу — реалистичное, исходя из возможностей |
Самооценка | Неустойчивая: завышенная или заниженная | Адекватная и устойчивая |