X

ДЕПРЕССИЯ

Каждый человек время от времени может чувствовать себя угнетенным, но у некоторых людей депрессивные эпизоды длятся в течение многих недель, месяцев и даже лет.

Депрессия — наиболее общее диагностированное психиатрическое расстройство, с распространенностью около 25% (Американская психиатрическая ассоциация, 1994; Kessler et al., 1994). Приблизительно одна из пяти женщин и один из десяти мужчин испытывают за свою жизнь большое депрессивное расстройство (БДР). Большинство депрессивных людей выздоравливают (с лечением или без него), но рецидив — это обычная проблема, и многие люди испытывают повторяющиеся депрессивные эпизоды на протяжении своей жизни. Некоторые люди остаются хронически депрессивными и не выздоравливают вообще.

Депрессия имеет физические и психологические последствия. Почти две трети совершающих самоубийство людей клинически депрессивны, и воздействие депрессии на физическое здоровье конкурирует с диабетом, артритом и гипертонией. У депресии высокая социальная цена. Депрессия — одна из ведущих причин недееспособности, приводящая к сокращению семейного дохода и увеличению финансовых трудностей в обществе.

До открытия в 1950-х годах антидепрессантов для лечения депрессии применялись кокаин, опиум и электрошоковая терапия. Два класса антидепрессантов — МАО-ингибиторы и трициклиды — были открыты в 1950-е годы. Хотя оба они, казалось, были эффективны, их побочные эффекты стали серьезной проблемой и вынудили многих депрессивных пациентов прекратить принимать их. Открытые в 1980-х и 1990-х селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRIs) имеют меньше побочных эффектов, чем прежние антидепрессанты, и по этой причине они быстро стали излюбленным лечением при депрессии.

Данные, указывающие, что SSRIs могут увеличивать риск самоубийства среди депрессивных пациентов (напр., Healy, 2003; Healy & Whitaker, 2003), привели к возрастающему беспокойству относительно их широкого применения. Этот факт вместе с доказательством того, что антидепрессанты не намного более эффективны, чем плацебо, о чем мы говорили в главе 3 (Kirsch, Moore, Scoboria, & Nicholls, 2002), делает важным определение безопасных и эффективных альтернативных методов лечения. Психотерапия — особенно краткосрочная, структурированная терапия, — нацеленная именно на депрессию, оказывается очень эффективной в лечении широкого спектра депрессивных расстройств — и при использовании дополнительного лечения антидепрессантами, и без него. Эффект от одной лишь психотерапии, измеренный вскоре после ее окончания, подобен эффекту от лечения антидепрессантами, но в конечном счете он оказывается большим, поскольку процент рецидивов после психотерапии ниже, чем после лечения медикаментами (Hollon, Shelton, & Loosen, 1991). Хотя результат присоединения гипноза к психотерапии депрессии непосредственно не оценивался, существуют косвенные свидетельства того, что это должно быть эффективно. В частности, при лечении депрессии ответ на плацебо кажется особенно сильным (Kirsch & Sapirstein, 1998), а состояния, которые подвержены лечению плацебо, вероятно также подвержены гипнотическому лечению.

Очевидный успех антидепрессантов вообще и SSRIs в особенности привел к возникновению биохимических теорий депрессии. Были споры относительно того, могут ли изменения в нейропередаче вылечить депрессию, и если могут, то депрессия, должно быть, обязана своим возникновением сбою в работе мозга. Это умозаключение иногда заставляет людей сомневаться в том, что депрессию можно вылечить без лекарств. Если депрессия — биохимическое расстройство, разве нельзя вылечить ее биохимически? Однако большинство людей не осознает того, что никакого прямого доказательства этих теорий не существует. Они полностью базируются на эффективности лечения антидепрессантами. Но если терапевтическая польза антидепрессантов связана не с их химическим действием, что показывает мета-анализ (Kirschetal., 2002; Kirsch&Sapirstein, 1998),товэтих биохимических теориях стоит усомниться.

Natali: